...И вообще об односторонности

Вчера Александринский театр открыл 260-й сезон. При такой длительной и славной биографии юбилей дает возможность понять, в каком состоянии находится театр, какими должны быть пути его развития. Это важная дата не только для нас, но и для всей страны.

...И вообще об односторонности  |

Театр – это абсолютно живой организм. Единственное, что может ему принести положительного преклонный возраст, – это опыт. В остальном наше искусство сиюминутное, каждый день мы должны начинать заново, работать здесь и сейчас. В исторической перспективе самое важное для нас – суметь достойно передать эстафетную палочку тех великих актеров, драматургов, режиссеров, которые составляли жизнь и суть первого российского театра на протяжении 260 лет. Не позволить себе опустить профессиональную планку, установленную нашими великими предшественниками. Сегодня у нас есть возможности для исследования классического материала на Основной сцене и для эксперимента в области синтеза искусств на Новой. Мы должны заботиться о том, чтобы они работали на общий творческий результат, продолжая дело первого российского национального театра в разнообразии художественных форм.

Широта эстетических взглядов – необходимое сегодня условие художественного развития. Казалось бы – аксиома. Но ситуация такова, что общая проблема сегодня как раз состоит в нетерпимости и односторонности взглядов, которые приводят театральное сообщество к расколу. К моему ужасу, этот раскол принимает все более жесткие формы. Это уже не дискуссия эстетического характера, представляющая полярные мнения. Нет, это борьба, в которой уже не соблюдаются этические нормы. Идет резкое размежевание на группы условно правых и левых, русофилов и русофобов, либералов и демократов, красных и белых... Ключевым словом, своеобразным хэштегом становится #Нетерпимость.

Деление на «наших» и на «не наших» имеет и финансовые выводы. Модно ссылаться на некоего налогоплательщика, которому вот такое-то искусство совсем не нужно и поддерживать его не следует, а вот от такого-то искусства будет сплошная польза, надо на него давать деньги. Но ведь налогоплательщик – образ собирательный. Как и народ, это

общность абсолютно разных людей, имеющих разные эстетические пристрастия, образование, цели в жизни. Этот неоспоримый факт игнорируется в жажде утвердить свой взгляд как единственно верный, и в этом тоже проявление нетерпимости. Мы имеем дело с очень опасной, прогрессирующей тенденцией. И ситуация обостряется с каждым днем.

Это видно и по тому, как трактуется некоторыми радетелями очень важный новый документ – Основы государственной политики в области культуры. Главная идея этого документа состоит в праве на многонациональное, стилистически разнообразное искусство, в нем прописан приоритет многополярности. Но в борьбе за право на нетерпимость лихо вырванные из контекста строчки превращаются в аргументы, национальное подменяется националистическим. В ход идут обвинения в русофобстве, в отсутствии патриотизма, в попрании нравственных основ.

Подобное уже было в начале XX века. Сейчас мы вновь стали свидетелями появления разнообразных сообществ, фондов, стоящих вроде как на разных политических платформах, а на самом деле очень часто движимых личными мотивами организаторов. И именно эти мотивы и защищаются зло, агрессивно. Цель – сделать свои взгляды, свои вкусы главенствующими, а лучше – единственно допустимыми. Мысль о том, что право на существование имеют и другие эстетические позиции или явления, не рассматривается. А ведь такой путь ведет к творческому оскудению и возможной гибели искусства – так как истинное творчество без разнообразия невозможно.

Тенденция нетерпимости все чаще проявляется в риторике многих публикаций в прессе. Точечно, словно случайно публикуются дилетантские мнения людей, высказывающихся о том, что не имеет никакого отношения к их профессии. И вроде и мнение частное, и человек малоизвестен, а сослаться-то в случае чего можно. Так появляются в федеральных газетах статьи вроде той, где доктор технических наук рассказывает, как неверно Додин ставит Чехова. Это все равно, как если бы мы с Додиным написали статью с анализом развития ракетостроения, начальственно указав на кажущиеся нам недостатки. Я расцениваю подобное как прискорбное отсутствие вкуса. Но проблема, разумеется, не в чьем-то личном мнении. А в том, что возвращается опыт использования мнений таких энтузиастов в печати. И иначе, чем частью той или иной кампании, подобные статьи просто не могут быть.

В этой борьбе используются и профессиональные реваншистские силы. Последний пример – статья в федеральной газете, опубликовавшей текст автора с давним и весьма сомнительным с этической точки зрения идеологическим стажем. Автор этот много лет назад прославился одиозной статьей о Мейерхольде, которую мы, тогда студенты, передавали из рук в руки, чтобы посмеяться. Статеечка была написана в стиле «Черная тень Мейерхольда – воинственного русофоба нависла над русским театром». Еще тогда она выглядела черносотенным бредом. И через годы невозможно упрекнуть этого автора в непостоянстве взглядов. Его труд, опубликованный уже в 2014 году, начинается все так же эпически: «Уже почти столетие сапог русофоба-оккупанта топчет Русскую землю, сея дыхание смерти».

Вопрос, зачем такое вытаскивают из нафталинового угла и вновь дают возможность высказать любимые, вынашиваемые с середины прошлого века идеи? Абсолютно понятно, что дружескую помощь тут оказал теневой коллектив экспертов по русофобии, возможно, даже подкинули фактуры для создания текста. А в результате публикуется материал, в котором личная эстетическая точка зрения представляется как единственно возможная. Стилистические изыски статьи при этом поражают возвращением в мир лексики сталинско-ждановского периода, вплоть до формулировок, отчасти будто заимствованных из словаря геббельсовской пропаганды: «дегенеративное искусство», например.

Стоит задуматься о причинах подобной близости в риторике, а следовательно, и идеологии. Ведь дело мы имеем отнюдь не с художественной критикой. Под видом защиты патриотизма, национальной идеи, «интересов народа и простого зрителя» идет активная попытка восстановления прошлого. Отсюда недалеко и до возвращения формулировки «враг народа», потому что от попытки присвоить себе право определять, что нужно, а что вредно для народа, очень близко до фашистского мракобесия.

Активно возрождается жанр статьи-доноса, публичных огульных обвинений, судьбу культуры начинают решать «экспертные» советы,

собранные из непрофессионалов. Так вскоре вновь можно будет услышать утверждение, что психологический реализм – единственно возможный способ существования на сцене. Ведь когда мы говорим о возвращении к худшему в нашем прошлом, то это не только риторика и лексика, но и те самые вроде бы навечно забытые теории бесконфликтности, поиски положительного героя и в эстетическом результате, как апофеоз – безапелляционное требование коллективного Ивана Ивановича из «Бани» Маяковского: «Сделайте нам красиво!».

Так что юбилеи нужны нам не только для того, чтобы принимать подарки и почивать на лаврах. Они необходимы, чтобы иметь возможность остановиться, оценить настоящее, представить будущее, вспомнить прошлое и не допустить повторения всего того худшего и тупикового, что было в нашей истории.

Сейчас есть желающие рассуждать, что Александринская сцена это цитадель психологического театра, а его, мол, сегодня здесь нет. Из-

ничтожен! Безжалостно! На старейшей сцене! Но, во-первых, хорошо бы помнить, что путать психологический театр с театром бытовым безграмотно. И я никогда не стану отрицать всю важность и необходимость психологического театра (более того, без психологии театр невозможен вообще), но невозможность бытового театра на первой классической сцене страны для меня очевидна, как не приемлема здесь бытовая пошлость и приземленность. А во-вторых, Александринский театр в исторической традиции стилистически многополярен. Этой сцене свойственна многожанровость, при которой помимо психологического театра должны существовать и условная театральность, и гротеск, и романтизм.

Хотелось бы верить, что Александринский театр по-прежнему сможет оставаться, цитируя классика, кафедрой, и мы сможем осуществлять наше главное предназначение – воспитание зрителя, его вкуса, его художественного кругозора, дать ему возможность получить самый разный театральный опыт, научить его делать выбор самостоятельно и стать эстетически свободным человеком, лишенным односторонности взглядов.

Кстати, сам Гоголь, защищаемый упомянутым автором с таким пылом от искажений на сцене, в своей статье «О театре, об одностороннем взгляде на театр и вообще об односторонности» советовал: «Друг мой, храни вас бог от односторонности. Односторонний человек самоуверен; односторонний человек дерзок; односторонний человек всех вооружит против себя. Односторонний человек ни в чем не может найти середины. Односторонний человек не может быть истинным христианином: он может быть только фанатиком. Глядите разумно на всякую вещь и помните, что в ней могут быть две совершенно противоположные стороны, из которых одна до времени вам не открыта». Возможно, всем нам имеет смысл к нему прислушаться.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 160 (5533) от 31.08.2015.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.