...И хруст французской булки

Популярный певец Дима Билан сыграл главную роль в фильме Юрия Васильева «Герой».

...И хруст французской булки |

Летом 1914 года в усадьбе Чернышевых еще царит безмятежность. Золотистый солнечный свет пробивается сквозь зелень листвы и озаряет белейшие стены господского дома. Papa катается на новейшем автомоторе «Руссо-Балт» с дочками, maman беседует с фрейлинами высочайшего двора. Суетятся лакеи. На заднем фоне рыщет мрачный и беспринципный коммерсант Терещенко (Александр Балуев), радуясь слухам о будущей выгодной войне. Развлекаются офицеры местного полка: барон Ливен (Марат Башаров) стреляет в яблоко на голове рядового. Бравый бородатый поручик Далматов (Дима Билан) объясняется с младшей и самой прелестной княжной Чернышевой Верой (Светлана Иванова). Кажется, и она готова ответить на чувства блестящего офицера. Но счастью не бывать: повсюду начинает звучать слово «война». И вот уже Далматов, еще сильнее обросший, пишет у костра, как красноармеец Сухов, письма своей Вере. А впереди у героев еще две революции, Гражданская, Ледяной поход генерала Корнилова, эмиграция...

А в наши дни потомок Далматова, тоже Андрей, специалист по автомобилям (снова Дима Билан), приезжает в Париж и встречает девушку, безумно похожую на ту самую княжну Веру (опять Светлана Иванова). Да и остальные герои как две капли воды похожи на тех, столетней давности. И все повторяется век спустя.

Для артиста Юрия Васильева это второй фильм, где он выступает как режиссер. Предыдущим был в 2012 году «Продавец игрушек» с Пьером Ришаром – тоже, кстати, про русских эмигрантов в Париже и про возвращение к корням. Для Димы Билана «Герой» и вовсе первая картина, так что фильм оказался премьерой во многих смыслах. Хотя звездный состав (Марат Башаров, Александр Адабашьян, Александр Балуев) подтверждает, что к делу отнеслись серьезно.

В сущности, «Герой» – это попытка перемешать любовную историю и историософское рассуждение для школьников. Это видно из того, что периодически герои пускаются в глубокомысленные сентенции вроде «Посадить новое дерево, не вырвав старых корней, нельзя» – и тому подобное. Однако перевес все-таки пришелся на сторону мелодрамы, исторического гламура и, конечно, харизмы Димы Билана в мундире и эполетах.

Точнее сказать, здесь разрослась такая клюква, какой мы давно не наблюдали даже в нашем историческом кинематографе, а уж за последние годы было с чем сравнить. Кажется, что объектив постоянно смазан бриолином, настолько все блестит и светится, когда показывают наше «сиятельное прошлое». Так сгущать любит писатель Сорокин, и уже кажется, что вот-вот герои примутся, не оставляя хороших манер, вытворять что-нибудь чудовищное – ведь не всерьез же это они... Но нет. Офицеры просто-таки гипертрофированно блестящи, дамы благородны, лакеи почтительны, господа патриотичны, ну а революционные пролетарии, разумеется, грязны и уродливы. Больше чем на фильм это царство контрастов похоже, пожалуй, на музыкальный клип в духе «Как упоительны в России вечера» или там про «шальную императрицу». Может быть, постарались создать обстановку, более привычную для Билана?

Сам певец, кстати, держится на удивление прилично для первой кинороли. Держит спину, смотрит холодно, говорит сдержанно, в основном молчит – прекрасный офицер. Все вертится, конечно, вокруг него, камера с любовью осматривает героя со всех сторон – чтоб утолить неутолимую фанатскую любовь. В том же духе сделаны «Сумерки», только тут вместо вампиров – «кровососы-эксплуататоры», как сказали бы их оппоненты под красным флагом.

Вампиры аристократичны и живут вечно. По реинкарнационной теории создателей «Героя», благородство, как вампиризм, передается исключительно через кровь, по наследству. Современный герой, сыгранный Биланом, все так же честен и совестлив, а балуевский Терещенко что сто лет назад, что сегодня беспринципен и подл. Вообще в Терещенках, оказывается, все зло. Революционеры – лишь взбаламученная чернь, шариковы без сознания и ответственности. Но смутили народ именно такие вот реформаторы, купцы, олигархи. От народной простоты и смиренного служения они почему-то вздумали отказаться. А дворянским природным благородством, разумеется, не обзавелись. Вот и затеяли войну, и государя-императора отречься заставили, и свобод каких-то захотели. Известно, что из этого вышло. Беда вся от того, что кто-то не по чину взял, иерархию нарушил. Хорошо хоть сто лет спустя смогли кое-как вернуться к нормальной жизни.

В принципе, это вполне традиционный сословный взгляд, к которому нам, похоже, пора заново привыкнуть. А права, равенство... Вот в том же Париже, как говорит герой Александра Адабашьяна, у собак прав больше, чем у людей. Ну и к чему, спрашивается, стадам дары свободы?



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 061 (5678) от 08.04.2016.


Комментарии