Голос с оркестром

Необычный вечер состоялся в Большом зале Филармонии. В афише соединились классические произведения и музыка совсем молодого автора, созданная по заказу руководства Филармонии в рамках программы поддержки молодых композиторов.

  Голос с оркестром |

Дирижировал концертом Михаил Агрест, несколько лет работавший в Мариинском театре, а сегодня небезуспешно отправившийся покорять Европу – как симфонический и оперный дирижер. Было видно и слышно, как Агрест всеми силами стремился извлечь максимум смысла и чувства из музыки, родственной по признаку принадлежности австро-немецкой традиции. В таком историческом контексте современная премьера трех песен для голоса с оркестром «Красота» Настасьи Хрущевой выглядела, конечно, несколько странно. Премьера, занявшая около пятнадцати минут, была окружена классическими красотами – «Рейнской» симфонией Шумана, Шотландской фантазией для скрипки с оркестром Бруха (солист – Дмитрий Смирнов) и не исполнявшимися здесь ранее Четырьмя танцевальными пьесами Франца Шрекера.

Оркестр с дирижером сделали все, чтобы максимально окультурить новое сочинение и хотя бы щедрым авансом, но вписать его в контекст еще более широкий – истории мировой музыки. Три песни прозвучали чрезвычайно эффектно не только благодаря выразительному вокально-драматическому исполнению Елены Иготти, но и чуткой, вдумчивой, какой-то даже по-отечески заботливой интерпретации оркестра.

Вопреки зазывному плакатно-обманчивому названию – «Красота» – песни несли в себе отнюдь не самые красивые смыслы. Написанная на стебные, ернические тексты молодых современных авторов Александра Артемова и Дмитрия Юшкова («Красота»), Алексея Фишева («Счастье») и Владимира Антипова («Словно в сказке») музыка Настасьи Хрущевой не скрывала иронии и обиды за эту самую «Красоту», оказавшуюся на обочине жизни подобно бомжихе, пугающей своим видом туристов на

Невском проспекте. Это далеко не первое сочинение Хрущевой, представленное на суд широкой публики, вновь показало ее как художника неугомонного, отчаянно и небезуспешно ищущего новые средства выразительности. В песнях можно было слышать умелое и изобретательное обращение с оркестровой колористикой, тягу к написанию изящных запоминающихся мелодий, выдававшие в Хрущевой ученицу петербургского мэтра Сергея Слонимского.

Первое стихотворение Елена Иготти начала с жалостливого, робко-сиротливого напевчика. После того как в оркестре раздалась сирена не то «скорой помощи», не то пожарной машины (несколько прямолинейно посылая слушателям таким образом намек на SOS, в котором, как всегда, нуждается культура), исполнительница продолжила уже не петь, а читать, утрированно скандируя, гордо распрямляясь. Словно внушая: «Я – Красота, я есть уникальное явление природы. Познавшие ее – особенные». Закончилась эта часть мистическим аккордом из сцены гадания Марфы из «Хованщины» и словами: «Те, кто противится мне, исчезают». Настасья не скрывала боли за эту «старую» классическую красоту, языком которой сегодня как будто неприлично выражаться современному композитору, но без которой пусто, холодно и одиноко.

Свою очарованность прекрасными ландшафтами волшебного, хотя и подзаросшего быльем леса классики композитор показывала как бы в дымке, давая в легкой расфокусировке едва уловимые многозначительные намеки на великое наследие. Элемент театральности, зримых образов в этом ироническом цикле не оставил сомнений, что когда-нибудь мы получим из рук Настасьи Хрущевой и оперный опус. Композитор продемонстрировала и свою тягу к дерзкому и жесткому перформансу. Во второй части она и вовсе заставила оркестрантов пропеть ернический текст: «И теперь мы молодые уже будем навсегда».

В финальной, третьей, части цикла певице-чтице вновь было предложено выступить в роли бомжихи, но уже агрессивной обличительницы-кликуши. Мажорную песенку-вальсок про то, что «По Неве плывет кораблик и разводятся мосты» она начала припевать спокойно, но слова «Словно в сказке расплескались счастья краски» она уже зло выкрикивала. После агрессии остались горькие слезы и текст: «Этот город наш с тобою, где сбываются мечты»...


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 021 (5394) от 09.02.2015.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.