Голос с оркестром

Необычный вечер состоялся в Большом зале Филармонии. В афише соединились классические произведения и музыка совсем молодого автора, созданная по заказу руководства Филармонии в рамках программы поддержки молодых композиторов.

  Голос с оркестром |

Дирижировал концертом Михаил Агрест, несколько лет работавший в Мариинском театре, а сегодня небезуспешно отправившийся покорять Европу – как симфонический и оперный дирижер. Было видно и слышно, как Агрест всеми силами стремился извлечь максимум смысла и чувства из музыки, родственной по признаку принадлежности австро-немецкой традиции. В таком историческом контексте современная премьера трех песен для голоса с оркестром «Красота» Настасьи Хрущевой выглядела, конечно, несколько странно. Премьера, занявшая около пятнадцати минут, была окружена классическими красотами – «Рейнской» симфонией Шумана, Шотландской фантазией для скрипки с оркестром Бруха (солист – Дмитрий Смирнов) и не исполнявшимися здесь ранее Четырьмя танцевальными пьесами Франца Шрекера.

Оркестр с дирижером сделали все, чтобы максимально окультурить новое сочинение и хотя бы щедрым авансом, но вписать его в контекст еще более широкий – истории мировой музыки. Три песни прозвучали чрезвычайно эффектно не только благодаря выразительному вокально-драматическому исполнению Елены Иготти, но и чуткой, вдумчивой, какой-то даже по-отечески заботливой интерпретации оркестра.

Вопреки зазывному плакатно-обманчивому названию – «Красота» – песни несли в себе отнюдь не самые красивые смыслы. Написанная на стебные, ернические тексты молодых современных авторов Александра Артемова и Дмитрия Юшкова («Красота»), Алексея Фишева («Счастье») и Владимира Антипова («Словно в сказке») музыка Настасьи Хрущевой не скрывала иронии и обиды за эту самую «Красоту», оказавшуюся на обочине жизни подобно бомжихе, пугающей своим видом туристов на

Невском проспекте. Это далеко не первое сочинение Хрущевой, представленное на суд широкой публики, вновь показало ее как художника неугомонного, отчаянно и небезуспешно ищущего новые средства выразительности. В песнях можно было слышать умелое и изобретательное обращение с оркестровой колористикой, тягу к написанию изящных запоминающихся мелодий, выдававшие в Хрущевой ученицу петербургского мэтра Сергея Слонимского.

Первое стихотворение Елена Иготти начала с жалостливого, робко-сиротливого напевчика. После того как в оркестре раздалась сирена не то «скорой помощи», не то пожарной машины (несколько прямолинейно посылая слушателям таким образом намек на SOS, в котором, как всегда, нуждается культура), исполнительница продолжила уже не петь, а читать, утрированно скандируя, гордо распрямляясь. Словно внушая: «Я – Красота, я есть уникальное явление природы. Познавшие ее – особенные». Закончилась эта часть мистическим аккордом из сцены гадания Марфы из «Хованщины» и словами: «Те, кто противится мне, исчезают». Настасья не скрывала боли за эту «старую» классическую красоту, языком которой сегодня как будто неприлично выражаться современному композитору, но без которой пусто, холодно и одиноко.

Свою очарованность прекрасными ландшафтами волшебного, хотя и подзаросшего быльем леса классики композитор показывала как бы в дымке, давая в легкой расфокусировке едва уловимые многозначительные намеки на великое наследие. Элемент театральности, зримых образов в этом ироническом цикле не оставил сомнений, что когда-нибудь мы получим из рук Настасьи Хрущевой и оперный опус. Композитор продемонстрировала и свою тягу к дерзкому и жесткому перформансу. Во второй части она и вовсе заставила оркестрантов пропеть ернический текст: «И теперь мы молодые уже будем навсегда».

В финальной, третьей, части цикла певице-чтице вновь было предложено выступить в роли бомжихи, но уже агрессивной обличительницы-кликуши. Мажорную песенку-вальсок про то, что «По Неве плывет кораблик и разводятся мосты» она начала припевать спокойно, но слова «Словно в сказке расплескались счастья краски» она уже зло выкрикивала. После агрессии остались горькие слезы и текст: «Этот город наш с тобою, где сбываются мечты»...


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 021 (5394) от 09.02.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?