Главная городская газета

Голос с оркестром

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Культура

Фестиваль «Михайловское» прошел в Пушкинских Горах

Студенты Пушкинского театрального центра представили пушкиноогорцам свои премьерные спектакли. Читать полностью

«Петербург» в Театре на Васильевском

С драматургом Юлией Тупикиной - автором популярной пьесы - встретился автор «СПб ведомостей». Читать полностью

Первая балетная школа России отпраздновала юбилей

В течение трех дней на сцене Мариинского театра сдавали экзамен выпускники Академии русского балета имени А. Я. Вагановой.
Читать полностью

«Петербург-2103» как мост в будущее

На выставке, открывшейся в ЦВЗ «Манеж», представленные проекты отвечали на один вопрос: куда движутся архитектура и градостроительная практика Петербурга?

Читать полностью

Дары географов: внутри коллекции РГО в Петербурге

Древние рукописи и русский лубок, одна из первых карт Петербурга, монгольские скульптуры и японские дагерротипы - все это можно увидеть в музее петербургского отделения Русского географического общества. Читать полностью

Застывший образ танца «обыкновенной богини» Улановой

В Петербурге открылась выставка, посвященная памяти Галины Улановой. На вернисаже представлены портреты не только выдающейся примы русского балета, но и других прославленных балерин. Читать полностью
  Голос с оркестром |

Необычный вечер состоялся в Большом зале Филармонии. В афише соединились классические произведения и музыка совсем молодого автора, созданная по заказу руководства Филармонии в рамках программы поддержки молодых композиторов.

Дирижировал концертом Михаил Агрест, несколько лет работавший в Мариинском театре, а сегодня небезуспешно отправившийся покорять Европу – как симфонический и оперный дирижер. Было видно и слышно, как Агрест всеми силами стремился извлечь максимум смысла и чувства из музыки, родственной по признаку принадлежности австро-немецкой традиции. В таком историческом контексте современная премьера трех песен для голоса с оркестром «Красота» Настасьи Хрущевой выглядела, конечно, несколько странно. Премьера, занявшая около пятнадцати минут, была окружена классическими красотами – «Рейнской» симфонией Шумана, Шотландской фантазией для скрипки с оркестром Бруха (солист – Дмитрий Смирнов) и не исполнявшимися здесь ранее Четырьмя танцевальными пьесами Франца Шрекера.

Оркестр с дирижером сделали все, чтобы максимально окультурить новое сочинение и хотя бы щедрым авансом, но вписать его в контекст еще более широкий – истории мировой музыки. Три песни прозвучали чрезвычайно эффектно не только благодаря выразительному вокально-драматическому исполнению Елены Иготти, но и чуткой, вдумчивой, какой-то даже по-отечески заботливой интерпретации оркестра.

Вопреки зазывному плакатно-обманчивому названию – «Красота» – песни несли в себе отнюдь не самые красивые смыслы. Написанная на стебные, ернические тексты молодых современных авторов Александра Артемова и Дмитрия Юшкова («Красота»), Алексея Фишева («Счастье») и Владимира Антипова («Словно в сказке») музыка Настасьи Хрущевой не скрывала иронии и обиды за эту самую «Красоту», оказавшуюся на обочине жизни подобно бомжихе, пугающей своим видом туристов на

Невском проспекте. Это далеко не первое сочинение Хрущевой, представленное на суд широкой публики, вновь показало ее как художника неугомонного, отчаянно и небезуспешно ищущего новые средства выразительности. В песнях можно было слышать умелое и изобретательное обращение с оркестровой колористикой, тягу к написанию изящных запоминающихся мелодий, выдававшие в Хрущевой ученицу петербургского мэтра Сергея Слонимского.

Первое стихотворение Елена Иготти начала с жалостливого, робко-сиротливого напевчика. После того как в оркестре раздалась сирена не то «скорой помощи», не то пожарной машины (несколько прямолинейно посылая слушателям таким образом намек на SOS, в котором, как всегда, нуждается культура), исполнительница продолжила уже не петь, а читать, утрированно скандируя, гордо распрямляясь. Словно внушая: «Я – Красота, я есть уникальное явление природы. Познавшие ее – особенные». Закончилась эта часть мистическим аккордом из сцены гадания Марфы из «Хованщины» и словами: «Те, кто противится мне, исчезают». Настасья не скрывала боли за эту «старую» классическую красоту, языком которой сегодня как будто неприлично выражаться современному композитору, но без которой пусто, холодно и одиноко.

Свою очарованность прекрасными ландшафтами волшебного, хотя и подзаросшего быльем леса классики композитор показывала как бы в дымке, давая в легкой расфокусировке едва уловимые многозначительные намеки на великое наследие. Элемент театральности, зримых образов в этом ироническом цикле не оставил сомнений, что когда-нибудь мы получим из рук Настасьи Хрущевой и оперный опус. Композитор продемонстрировала и свою тягу к дерзкому и жесткому перформансу. Во второй части она и вовсе заставила оркестрантов пропеть ернический текст: «И теперь мы молодые уже будем навсегда».

В финальной, третьей, части цикла певице-чтице вновь было предложено выступить в роли бомжихи, но уже агрессивной обличительницы-кликуши. Мажорную песенку-вальсок про то, что «По Неве плывет кораблик и разводятся мосты» она начала припевать спокойно, но слова «Словно в сказке расплескались счастья краски» она уже зло выкрикивала. После агрессии остались горькие слезы и текст: «Этот город наш с тобою, где сбываются мечты»...


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook