«Дорогая Роза Галиевна»

На 27-м международном фестивале «Балтийский дом» (он только что завершился) еще и сдавали экзамены.

 «Дорогая Роза Галиевна» | Циник Максат (в оригинальной версии был Володя, актер Бахтияр Байсерик) учит жизни казахскую «Елену Сергеевну» - учительницу Розу Галиевну (в исполнении Тогжан Тахановой). ФОТО предоставлено «Балтийским домом»

Циник Максат (в оригинальной версии был Володя, актер Бахтияр Байсерик) учит жизни казахскую «Елену Сергеевну» - учительницу Розу Галиевну (в исполнении Тогжан Тахановой). ФОТО предоставлено «Балтийским домом»

Спектакль «Последний экзамен» для актеров театра Байтена Омарова «Жас Сахна» из Алма-Аты репертуарный, но в Петербурге его играли после «уроков» - занятий по сценречи с педагогом Татьяной Павловец (Российский институт сценических искусств) и мастер-класса от выдающегося бельгийского режиссера Люка Персеваля: тот, напомним, устроил занятия йогой.

Вообще-то «Последний экзамен» - рабочее название знаменитого фильма Эльдара Рязанова «Дорогая Елена Сергеевна» 1988 года. Миллионы зрителей познакомились с «Еленой Сергеевной» именно через рязановский фильм, но за несколько лет до того в Ленинграде пьеса была еще как известна. Абсолютно ленинградский «продукт»: в конце 1970-х выпускница ЛГИТМиКа Людмила Разумовская по заказу Минкульта написала (как было сформулировано в заказе) «пьесу о трудных подростках» и так попала в нерв, что в министерстве замахали руками. Впервые пьеса была поставлена даже не на русском языке - на эстонском в Таллине. На русском - только через год, в 1982-м, в Ленинграде. Именно на сцене «Балтийского дома» - тогда это был Театр имени Ленинского комсомола. Ставил молодой режиссер Семен Спивак (теперь - народный артист России, худрук Молодежного театра на Фонтанке).

35 лет прошло - и на сцене «Балтдома» после спектакля встретились «Елены Сергеевны» разных лет.

- Эта пьеса для нас не была «страшной», - вспоминает первая «Елена Сергеевна» Татьяна Корнишина. - Это была «наша» пьеса, мы горели этими смыслами. Семен Спивак включал музыку - и каждая репетиция у нас начиналась с «Вот новый поворот, и мотор ревет!..».

Драматург Виктор Розов писал в «Литературке»: «Будете в Ленинграде - обязательно идите на «Дорогую Елену Сергеевну»!». Но спектакль продержался только сезон. Министерство распорядилось снять с репертуара.

- И я думаю: какого черта, чего там испугались? - недоумевает Татьяна Корнишина.

В 1987-м уже «стало можно». Спивак ставит «Дорогую Елену Сергеевну» в Молодом театре (сейчас - Молодежный театр на Фонтанке). Вторая «Елена Сергеевна», Наталья Леонова, рассказывает:

- Нас пригласили в Молодой театр - Сережу Кошонина, Толю Петрова. Я ушла из Театра имени Ленсовета, от всех звезд, которые там были, от режиссера - народного артиста СССР Игоря Владимирова - мы ушли в свой театр.

Во второй «Дорогой Елене Сергеевне» пели уже «Мы желаем сча-а-астья вам, счастья в этом ми-ире большом» - понятно, жуткий контраст с сюжетом пьесы. Спектакль был настолько знаковым, что в 1989 году в Алма-Ате гастролировал во время Дней Ленинграда.

И вот спустя почти 30 лет Петербург получил алаверды из Казахстана. Ну и Таджикистана: режиссер спектакля Барзу Абдуразаков - заслуженный артист Республики Таджикистан.

- Я совсем не думал об этой пьесе, - признается Абдуразаков. - Я ее прочитал в 1986-м, и как-то она ушла из моей жизни. И вот я ездил по стране, ставил спектакли и вдруг проснулся рано утром со звоном в ушах: «Елена Сергеевна!».

Рассказывает: попросил ему эту пьесу распечатать - «читал и рыдал». Отменил все планы в театре - сказал: будем ставить это. Играют на русском, но Елена Сергеевна стала Розой Галиевной; вместо «Нового поворота» или «Желаем счастья» - казахские песни. Артистка Тогжан Таханова (учительница Роза Галиевна) - ровесница «учеников»: актеры - 1994 - 1995 годов рождения, постсоветское поколение. Как сказал режиссер, это в первую очередь им пьеса нужна - «поможет понять, почему у нас сейчас так происходит в Алма-Ате, Душанбе, вообще в Центральной Азии, почему порвались связи».

#Балтийский дом #мастер-класс #спектакль

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.