«Дорогая Роза Галиевна»

На 27-м международном фестивале «Балтийский дом» (он только что завершился) еще и сдавали экзамены.

 «Дорогая Роза Галиевна» | Циник Максат (в оригинальной версии был Володя, актер Бахтияр Байсерик) учит жизни казахскую «Елену Сергеевну» - учительницу Розу Галиевну (в исполнении Тогжан Тахановой). ФОТО предоставлено «Балтийским домом»

Циник Максат (в оригинальной версии был Володя, актер Бахтияр Байсерик) учит жизни казахскую «Елену Сергеевну» - учительницу Розу Галиевну (в исполнении Тогжан Тахановой). ФОТО предоставлено «Балтийским домом»

Спектакль «Последний экзамен» для актеров театра Байтена Омарова «Жас Сахна» из Алма-Аты репертуарный, но в Петербурге его играли после «уроков» - занятий по сценречи с педагогом Татьяной Павловец (Российский институт сценических искусств) и мастер-класса от выдающегося бельгийского режиссера Люка Персеваля: тот, напомним, устроил занятия йогой.

Вообще-то «Последний экзамен» - рабочее название знаменитого фильма Эльдара Рязанова «Дорогая Елена Сергеевна» 1988 года. Миллионы зрителей познакомились с «Еленой Сергеевной» именно через рязановский фильм, но за несколько лет до того в Ленинграде пьеса была еще как известна. Абсолютно ленинградский «продукт»: в конце 1970-х выпускница ЛГИТМиКа Людмила Разумовская по заказу Минкульта написала (как было сформулировано в заказе) «пьесу о трудных подростках» и так попала в нерв, что в министерстве замахали руками. Впервые пьеса была поставлена даже не на русском языке - на эстонском в Таллине. На русском - только через год, в 1982-м, в Ленинграде. Именно на сцене «Балтийского дома» - тогда это был Театр имени Ленинского комсомола. Ставил молодой режиссер Семен Спивак (теперь - народный артист России, худрук Молодежного театра на Фонтанке).

35 лет прошло - и на сцене «Балтдома» после спектакля встретились «Елены Сергеевны» разных лет.

- Эта пьеса для нас не была «страшной», - вспоминает первая «Елена Сергеевна» Татьяна Корнишина. - Это была «наша» пьеса, мы горели этими смыслами. Семен Спивак включал музыку - и каждая репетиция у нас начиналась с «Вот новый поворот, и мотор ревет!..».

Драматург Виктор Розов писал в «Литературке»: «Будете в Ленинграде - обязательно идите на «Дорогую Елену Сергеевну»!». Но спектакль продержался только сезон. Министерство распорядилось снять с репертуара.

- И я думаю: какого черта, чего там испугались? - недоумевает Татьяна Корнишина.

В 1987-м уже «стало можно». Спивак ставит «Дорогую Елену Сергеевну» в Молодом театре (сейчас - Молодежный театр на Фонтанке). Вторая «Елена Сергеевна», Наталья Леонова, рассказывает:

- Нас пригласили в Молодой театр - Сережу Кошонина, Толю Петрова. Я ушла из Театра имени Ленсовета, от всех звезд, которые там были, от режиссера - народного артиста СССР Игоря Владимирова - мы ушли в свой театр.

Во второй «Дорогой Елене Сергеевне» пели уже «Мы желаем сча-а-астья вам, счастья в этом ми-ире большом» - понятно, жуткий контраст с сюжетом пьесы. Спектакль был настолько знаковым, что в 1989 году в Алма-Ате гастролировал во время Дней Ленинграда.

И вот спустя почти 30 лет Петербург получил алаверды из Казахстана. Ну и Таджикистана: режиссер спектакля Барзу Абдуразаков - заслуженный артист Республики Таджикистан.

- Я совсем не думал об этой пьесе, - признается Абдуразаков. - Я ее прочитал в 1986-м, и как-то она ушла из моей жизни. И вот я ездил по стране, ставил спектакли и вдруг проснулся рано утром со звоном в ушах: «Елена Сергеевна!».

Рассказывает: попросил ему эту пьесу распечатать - «читал и рыдал». Отменил все планы в театре - сказал: будем ставить это. Играют на русском, но Елена Сергеевна стала Розой Галиевной; вместо «Нового поворота» или «Желаем счастья» - казахские песни. Артистка Тогжан Таханова (учительница Роза Галиевна) - ровесница «учеников»: актеры - 1994 - 1995 годов рождения, постсоветское поколение. Как сказал режиссер, это в первую очередь им пьеса нужна - «поможет понять, почему у нас сейчас так происходит в Алма-Ате, Душанбе, вообще в Центральной Азии, почему порвались связи».

#Балтийский дом #мастер-класс #спектакль

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?