«Дорогая Роза Галиевна»
На 27-м международном фестивале «Балтийский дом» (он только что завершился) еще и сдавали экзамены.
Циник Максат (в оригинальной версии был Володя, актер Бахтияр Байсерик) учит жизни казахскую «Елену Сергеевну» - учительницу Розу Галиевну (в исполнении Тогжан Тахановой). ФОТО предоставлено «Балтийским домом»
Спектакль «Последний экзамен» для актеров театра Байтена Омарова «Жас Сахна» из Алма-Аты репертуарный, но в Петербурге его играли после «уроков» - занятий по сценречи с педагогом Татьяной Павловец (Российский институт сценических искусств) и мастер-класса от выдающегося бельгийского режиссера Люка Персеваля: тот, напомним, устроил занятия йогой.
Вообще-то «Последний экзамен» - рабочее название знаменитого фильма Эльдара Рязанова «Дорогая Елена Сергеевна» 1988 года. Миллионы зрителей познакомились с «Еленой Сергеевной» именно через рязановский фильм, но за несколько лет до того в Ленинграде пьеса была еще как известна. Абсолютно ленинградский «продукт»: в конце 1970-х выпускница ЛГИТМиКа Людмила Разумовская по заказу Минкульта написала (как было сформулировано в заказе) «пьесу о трудных подростках» и так попала в нерв, что в министерстве замахали руками. Впервые пьеса была поставлена даже не на русском языке - на эстонском в Таллине. На русском - только через год, в 1982-м, в Ленинграде. Именно на сцене «Балтийского дома» - тогда это был Театр имени Ленинского комсомола. Ставил молодой режиссер Семен Спивак (теперь - народный артист России, худрук Молодежного театра на Фонтанке).
35 лет прошло - и на сцене «Балтдома» после спектакля встретились «Елены Сергеевны» разных лет.
- Эта пьеса для нас не была «страшной», - вспоминает первая «Елена Сергеевна» Татьяна Корнишина. - Это была «наша» пьеса, мы горели этими смыслами. Семен Спивак включал музыку - и каждая репетиция у нас начиналась с «Вот новый поворот, и мотор ревет!..».
Драматург Виктор Розов писал в «Литературке»: «Будете в Ленинграде - обязательно идите на «Дорогую Елену Сергеевну»!». Но спектакль продержался только сезон. Министерство распорядилось снять с репертуара.
- И я думаю: какого черта, чего там испугались? - недоумевает Татьяна Корнишина.
В 1987-м уже «стало можно». Спивак ставит «Дорогую Елену Сергеевну» в Молодом театре (сейчас - Молодежный театр на Фонтанке). Вторая «Елена Сергеевна», Наталья Леонова, рассказывает:
- Нас пригласили в Молодой театр - Сережу Кошонина, Толю Петрова. Я ушла из Театра имени Ленсовета, от всех звезд, которые там были, от режиссера - народного артиста СССР Игоря Владимирова - мы ушли в свой театр.
Во второй «Дорогой Елене Сергеевне» пели уже «Мы желаем сча-а-астья вам, счастья в этом ми-ире большом» - понятно, жуткий контраст с сюжетом пьесы. Спектакль был настолько знаковым, что в 1989 году в Алма-Ате гастролировал во время Дней Ленинграда.
И вот спустя почти 30 лет Петербург получил алаверды из Казахстана. Ну и Таджикистана: режиссер спектакля Барзу Абдуразаков - заслуженный артист Республики Таджикистан.
- Я совсем не думал об этой пьесе, - признается Абдуразаков. - Я ее прочитал в 1986-м, и как-то она ушла из моей жизни. И вот я ездил по стране, ставил спектакли и вдруг проснулся рано утром со звоном в ушах: «Елена Сергеевна!».
Рассказывает: попросил ему эту пьесу распечатать - «читал и рыдал». Отменил все планы в театре - сказал: будем ставить это. Играют на русском, но Елена Сергеевна стала Розой Галиевной; вместо «Нового поворота» или «Желаем счастья» - казахские песни. Артистка Тогжан Таханова (учительница Роза Галиевна) - ровесница «учеников»: актеры - 1994 - 1995 годов рождения, постсоветское поколение. Как сказал режиссер, это в первую очередь им пьеса нужна - «поможет понять, почему у нас сейчас так происходит в Алма-Ате, Душанбе, вообще в Центральной Азии, почему порвались связи».
Комментарии