Босх или не Босх?
В августе исполнилось 500 лет со дня смерти одного из самых загадочных живописцев в истории западного искусства - Иеронима Босха. Из наследия нидерландского художника до нас дошло двадцать пять картин и восемь рисунков. Есть много подделок и копий.

Почти два года сотрудники Эрмитажа готовили копию картины Босха к выставке. ФОТО Александра ДРОЗДОВА
К дате прошли две большие, ставшие событиями ретроспективные выставки: одна в родном городе живописца Хертогенбосе, вторая в Мадриде в музее «Прадо». К той же дате голландские специалисты завершили девятилетний проект исследований картин и рисунков Босха из разных коллекций. Результат их работы стал сенсацией и нашел отражение в фильме «Иероним Босх: вдохновленный дьяволом». Атрибуцию двух знаменитых картин «Извлечение камня глупости» и «Семь смертных грехов» из собрания «Прадо» исследователи посчитали ошибочной. Правда, не все специалисты с доводами нидерландских исследователей согласились.
В российских музейных собраниях работ Босха нет. Но Эрмитаж готовит к выставке картину, связанную с творчеством великого нидерландского живописца. Картину, которая прежде не выставлялась.
- Только что прошли крупные выставки, посвященные Босху. Предполагаются выставки художников его круга, последователей, а также копий его работ, - рассказывает хранитель нидерландской живописи Николай Зыков. - Для Эрмитажа важно участие в этой теме. Большая удача, что в фондах музея была копия картины Босха «Сад земных наслаждений». Она реставрировалась с начала прошлого года. Специально к дате не торопились, но успели завершить реставрацию. Определенное время заняли исследования картины.
Как говорит хранитель, музей не публиковал эту вещь, были сомнения в ее атрибуции. Картина поступила в Эрмитаж в 1922 году из национализированного собрания антикварной галереи Роберта Ауэра - петербургского торговца антиквариатом и устроителя выставок современного искусства начала ХХ века. Из этой коллекции в музей пришла не одна картина. Та, о которой идет речь, находилась в фонде, где хранится самая интересная с точки зрения истории искусства живопись. Оттуда берут замены, когда картины из постоянной экспозиции уезжают на выставки.
«Сад земных наслаждений» привлекал внимание, вызывал дискуссии хранителей. Картина была в неплохой сохранности, но вид имела непрезентабельный. Вероятно, в галерее Ауэра для придания торгового вида ее поверхность «освежили». Первоначально свежее масло блестело, но затем сильно потемнело, впитало пыль, изменило восприятие произведения.
Исследования в процессе реставрации выявили время создания картины - середина XVI века, спустя 30 - 40 лет после смерти Босха. Это видно и по стилистическому анализу - более объемные фигуры, иная трактовка цвета. Расчистка показала, что в целом состояние картины хорошее. Она написана на досках, утраты есть только на стыках, где они склеены.
При хорошей сохранности странно, что на картине много записей (изменения, сделанные в последующие годы). Почти полностью переписано небо, прически у персонажей, много записей скрывает наготу фигур. Изначально фигуры были обнаженными, кто-то пуритански это поправил. Известно, что на картине Босха у одной из фигур цветы в анусе. На эрмитажной картине изначально художник написал несколько цветов, целый сноп добавлен позже.
Исследования прояснили испано-французские корни копии «Сада земных наслаждений». На оборотной стороне картины сохранилась этикетка, где по-испански написано имя художника, название картины, порядковый номер и фамилия владельца коллекции. Вероятно, картину воспринимали как работу Босха.
Владелец коллекции принадлежал к известному французскому роду, один из представителей которого был послом Франции в Испании в первой половине ХIХ века. В то время в Испании было много нидерландских произведений искусства, обедневшие после наполеоновских войн семьи их продавали. Возможно, когда-нибудь выяснится, как эта картина попала в Россию.
Копию картины Босха Эрмитаж покажет в ноябре на выставке во дворце Меншикова.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 176 (5793) от 22.09.2016.
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии