Босх или не Босх?

В августе исполнилось 500 лет со дня смерти одного из самых загадочных живописцев в истории западного искусства - Иеронима Босха. Из наследия нидерландского художника до нас дошло двадцать пять картин и восемь рисунков. Есть много подделок и копий.

  Босх или не Босх? | Почти два года сотрудники Эрмитажа готовили копию картины Босха к выставке. ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Почти два года сотрудники Эрмитажа готовили копию картины Босха к выставке. ФОТО Александра ДРОЗДОВА

К дате прошли две большие, ставшие событиями ретроспективные выставки: одна в родном городе живописца Хертогенбосе, вторая в Мадриде в музее «Прадо». К той же дате голландские специалисты завершили девятилетний проект исследований картин и рисунков Босха из разных коллекций. Результат их работы стал сенсацией и нашел отражение в фильме «Иероним Босх: вдохновленный дьяволом». Атрибуцию двух знаменитых картин «Извлечение камня глупости» и «Семь смертных грехов» из собрания «Прадо» исследователи посчитали ошибочной. Правда, не все специалисты с доводами нидерландских исследователей согласились.

В российских музейных собраниях работ Босха нет. Но Эрмитаж готовит к выставке картину, связанную с творчеством великого нидерландского живописца. Картину, которая прежде не выставлялась.

- Только что прошли крупные выставки, посвященные Босху. Предполагаются выставки художников его круга, последователей, а также копий его работ, - рассказывает хранитель нидерландской живописи Николай Зыков. - Для Эрмитажа важно участие в этой теме. Большая удача, что в фондах музея была копия картины Босха «Сад земных наслаждений». Она реставрировалась с начала прошлого года. Специально к дате не торопились, но успели завершить реставрацию. Определенное время заняли исследования картины.

Как говорит хранитель, музей не публиковал эту вещь, были сомнения в ее атрибуции. Картина поступила в Эрмитаж в 1922 году из национализированного собрания антикварной галереи Роберта Ауэра - петербургского торговца антиквариатом и устроителя выставок современного искусства начала ХХ века. Из этой коллекции в музей пришла не одна картина. Та, о которой идет речь, находилась в фонде, где хранится самая интересная с точки зрения истории искусства живопись. Оттуда берут замены, когда картины из постоянной экспозиции уезжают на выставки.

«Сад земных наслаждений» привлекал внимание, вызывал дискуссии хранителей. Картина была в неплохой сохранности, но вид имела непрезентабельный. Вероятно, в галерее Ауэра для придания торгового вида ее поверхность «освежили». Первоначально свежее масло блестело, но затем сильно потемнело, впитало пыль, изменило восприятие произведения.

Исследования в процессе реставрации выявили время создания картины - середина XVI века, спустя 30 - 40 лет после смерти Босха. Это видно и по стилистическому анализу - более объемные фигуры, иная трактовка цвета. Расчистка показала, что в целом состояние картины хорошее. Она написана на досках, утраты есть только на стыках, где они склеены.

При хорошей сохранности странно, что на картине много записей (изменения, сделанные в последующие годы). Почти полностью переписано небо, прически у персонажей, много записей скрывает наготу фигур. Изначально фигуры были обнаженными, кто-то пуритански это поправил. Известно, что на картине Босха у одной из фигур цветы в анусе. На эрмитажной картине изначально художник написал несколько цветов, целый сноп добавлен позже.

Исследования прояснили испано-французские корни копии «Сада земных наслаждений». На оборотной стороне картины сохранилась этикетка, где по-испански написано имя художника, название картины, порядковый номер и фамилия владельца коллекции. Вероятно, картину воспринимали как работу Босха.

Владелец коллекции принадлежал к известному французскому роду, один из представителей которого был послом Франции в Испании в первой половине ХIХ века. В то время в Испании было много нидерландских произведений искусства, обедневшие после наполеоновских войн семьи их продавали. Возможно, когда-нибудь выяснится, как эта картина попала в Россию.

Копию картины Босха Эрмитаж покажет в ноябре на выставке во дворце Меншикова.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 176 (5793) от 22.09.2016.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.