...А валторны рычали волком

Год Сергея Прокофьева в Мариинском театре начали с исполнения всемирно известной симфонической сказки «Петя и Волк». В партии чтеца выступил артист театра и кино Евгений Миронов.

...А валторны рычали волком | ФОТО предоставлено пресс-службой Мариинского театра

ФОТО предоставлено пресс-службой Мариинского театра

Забавно было видеть на этом детском, по сути, концерте стайки восторженных филармонических дамочек, которых привычнее встретить «на Малере» или на выступлении Григория Соколова, логичнее смотрелись семейные пары с детьми. Хотя и те и другие примчались на этот концерт ради дорогой медийной персоны – скорее, Евгения Миронова, чем Валерия Гергиева. На растяжке над входом в Концертный зал красовались оба героя, запечатленные так, что не оставалось сомнений, кто из них Петя, а кто – Волк.

По такому случаю было организовано сразу два показа, следовавших один за другим. На первом было столпотворение, ажиотаж и суета под стать детскому утреннику, да и начало концерта задержали. Ко второму атмосфера подостыла, оставив в воздухе след эйфории. Слушателям второго показа повезло чуть больше, поскольку к «Пете и Волку» добавилась Первая, или «Классическая», симфония Сергея Сергеевича, которую он начал сочинять в 25 лет и посвятил Борису Асафьеву, своему другу консерваторской поры, музыковеду и композитору. Длившаяся около пятнадцати минут, она стала неплохим вступлением к долгожданной сказке.

Судя по тихому гулу, в зале сидели в целом неплохо воспитанные дети. Для многих из них объектом внимания мог служить не только дядя во фраке, выразительно размахивавший руками, но и передвижная камера на рельсах, расположенных на авансцене. Валерий Гергиев и его подопечные оркестранты приложили максимум усилий, чтобы музыка промчалась стремительно и неназидательно. Может, не помешало бы короткое и незанудное вступительное слово, но не случилось. Так же, как оставили чистоту жанру, не добавляя ни анимации, ни кукол, ни прочего оживляжа, хотя в будущем не мешало бы попробовать.

Евгений Миронов уже зарекомендовал себя в роли сказочника в фантастическом спектакле «Сказки Пушкина», поставленном Бобом Уилсоном в московском Театре наций. Там он играл феерическую смесь Пушкина и Шляпника из кэрролловской «Алисы». Мастер перевоплощений и вкрадчивого интонирования, он, безусловно, оказался на своем месте. Одетый в строгий костюм, Миронов в сдержанной элегантной манере ловко модулировал из Птички в Утку, из Кошки в Дедушку, умудряясь заглядывать в текст на пюпитре. Вероятно, чтобы правильно назвать группу струнных смычковых инструментов и не перепутать фагот с кларнетом, которые, как известно, тут отвечают, словно маски, за каждого персонажа в силу своих тембральных характеристик. Молодые оркестранты с нескрываемым удовольствием играли в очаровательную сказку Прокофьева, мастерски написанную не только для советских пионеров, но для детей всего мира. Недаром эту сказку много лет назад превратил в мультик сам Уолт Дисней, а голливудские артисты записывали диски.

Валерий Гергиев не стал сдерживать эмоций, когда дошла очередь до ироничного «рисования» Волка, рычащего тремя валторнами. Но с еще большим удовольствием демонстрировал он победу над голодным и злым хищником в победоносном марше.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 030 (5647) от 19.02.2016.


Комментарии