28 января скончался художественный руководитель Театра им. Комиссаржевской Виктор Новиков
ФОТО Pixabay
Из отмеренных судьбой 80 лет 55 он отдал театру, в который пришел после окончания ЛГИТМиКа. Эту красивую дату отметили совсем недавно — 12 декабря прошлого года.
Виктор Абрамович начинал как завлит, «правая рука» тогдашнего руководителя театра Рубена Агамирзяна. После смерти мастера в 1991 году Новиков взял на себя ответственность за жизнь целого коллектива. И многого добился в сохранении русского репертуарного театра и такого понятия, как «театр-дом».
Лет двадцать назад Михаил Швыдкой написал о нем статью, которую назвал «Литейщик». Потому что Новикову на посту завлита Ленинградского драматического театра им. В. Ф. Комиссаржевской удавалось в самые застойные времена «литовать» пьесы. То есть проводить через цензуру, именуемую Горлит, талантливо написанные вещи, которые, однако, по мнению бдительных редакторов, требовалось запретить. Именно благодаря ему на сцене были поставлены спектакли по пьесам Михаила Шатрова, Иона Друце… Это он открыл театру имя Григория Горина.
Возглавив театр, Новиков начал приглашать к сотрудничеству талантливых людей разных воззрений и дарований. Плодотворными были годы сотрудничества с Владиславом Пази, чьи постановки превратили «театр в Пассаже» в один из самых популярных в городе.
Виктор Новиков всегда умел выбирать именно такие пьесы, которые были созвучны времени, могли вызвать зрительский интерес. Спектакли последних лет — «Трепет моего сердца» Александра Баргмана, «Моя дорогая Неlene» Романа Габриа, «Дуэль» Леонида Алимова и другие были отмечены театральными премиями, с успехом участвовали в фестивалях.
В 2018 году на пост главного режиссера Виктор Новиков пригласил Леонида Алимова, определив, таким образом, совместно с режиссером новую линию театра — обращение к русской классической литературе в реалиях сегодняшнего времени. Так возникли спектакли «Доктор Живаго» по роману Б. Пастернака, «Обломов» по роману И. Гончарова, «Двадцать минут с ангелом» А. Вампилова…
«По сути, Новиков как был завлитом, так им и остался. Только круг забот расширился. Перестав быть «литейщиком», из горячего цеха он не ушел. И все время норовит обжечься — то о новую пьесу, за которую никто, кроме Театра Комиссаржевской, не берется, то о юного авангардиста, которого критики бранят на всех углах…» — писала о нем театральный критик Елена Алексеева.
О его смерти сообщила дочь: «Умер дома, болел, но еще позавчера ходил в театр». О дате и месте прощания и похорон будет объявлено позже.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 15 (7591) от 29.01.2024 под заголовком «Литейщик из горячего театрального цеха».
Комментарии