17 мгновений осени

В Петербурге открылись выставки XIV фестиваля «Современное искусство в традиционном музее». В нем принимают участие 12 художников и коллективов из семи стран, которые показывают свои произведения в восьми музеях, расположенных на Петроградской стороне.

17 мгновений осени | ФОТО Евгения СТЕПАНОВА/ИНТЕРПРЕСС

ФОТО Евгения СТЕПАНОВА/ИНТЕРПРЕСС

В этом году фестивалю 17 лет, первое время он проводился ежегодно, сейчас проходит в режиме биеннале, то есть раз в два года. Организатор фестиваля - благотворительный фонд «Про арте» - пытается соединить две просветительские задачи: ознакомить своего зрителя с небольшими петербургскими музеями и одновременно предъявить ему современное искусство на примере реакции художников на темы и сюжеты, которые в этих музеях представлены.

Даже если интересы музея и художника близки, это всегда диалог-поединок. Например, художник и поэт Дмитрий Александрович Пригов затмевал своими перформансами, объектами и рисунками любой музей, который участвовал в фестивале. В то же время с Музеем судебной медицины не мог конкурировать никакой арт-проект. В этом году в соревновании «музеи - художники» традиция одержала победу над современностью.

В год 100-летия русской революции и активных дискуссий об истории ХХ века очень удачен выбор Петроградской стороны. Петропавловская крепость и Музей политической истории России, Музей сновидений Зигмунда Фрейда и Музей космонавтики, Музей петербургского авангарда - Дом Матюшина и Музей истории фотографии - все минувшее столетие с его социальными революциями, наукой и искусством как на ладони. Увы, не нашлось подходящего арт-проекта для Музея-квартиры Федора Шаляпина. Тогда палитра была бы полной.

Дебютантами фестиваля с музейной стороны стали старейшина и самая молодая организация. Владимир Ленин жил три месяца в 1917 году у сестры Анны и ее мужа Марка Елизарова в доме на Широкой ул., 52, кв. 24. Этому музею-квартире в ноябре исполнится 90 лет. Частному Музею истории фотографии летом стукнуло всего 14.

А что художники? От них требовалось сильное высказывание. Тем более что Катрин Беккер, куратор фестиваля из Берлина, предложила тему «Факты и вымыслы». Работы авторов оказались в контексте музеев: где надо - уважительны, где возможно - ироничны, но почти нигде не получилось поединка.

Самым сильным проектом этого года стала серия фотографий «Связующие нити», созданная выпускниками нью-йоркской школы дизайна «Парсонс» (куратор проекта - Томас Вернер). Она выставлена в Государевом бастионе Петропавловской крепости. За месяц до фестиваля шесть человек приехали в Петербург и поработали в музеях-участниках, сфотографировав экскурсоводов, методистов, смотрителей, сотрудников службы безопасности.

Подобные проекты делаются часто, но молодым дизайнерам удалось точно найти интонацию, теплую, но без слащавости. Особенно хорош портрет Андрея Букаченко, смотрителя Музея петербургского авангарда. Кажется, он только что разговаривал с Матюшиным и сейчас передаст нам содержание беседы.

В этом музее группа «Север-7», показывая объекты из корней деревьев, лишь иллюстрирует «органическую культуру» Матюшина, а видео Маргарете Дреер - его исследования восприятия цвета.

В Музее С. М. Кирова представлен проект Марии Андрющенко - Анны Кондратьевой - Нигины Шароповой «Улица Кирова». Это архив вымышленного краеведа, собравшего сведения о 300 городах, где есть улицы, названные именем Кирова. Рядом с интересной картотекой помещены мелкие предметы, связанные с личными историями авторов, произошедшими в пяти городах. Они выглядят случайными.

В Музее сновидений Зигмунда Фрейда показаны новые «живые коробки» Марины Алексеевой: с помощью полупрозрачных стекол анимация проецируется на музейные предметы и фотографии. Можно узнать, какое вредное вещество Фрейд в молодости использовал как лекарство и приучал к нему родных и друзей. От чего потом старательно открещивался.

В Музее политической истории в проекте выпускников «Школы молодого художника» фонда «Про арте» много иронии и ссылок на разные фальсификации вроде «гиганта из Кардиффа» (каменная скульптура человека ростом более трех метров, выдававшаяся за окаменелые останки реального великана. - Прим. ред.). Но лучше проект Натальи Тихоновой - макет полного издания по-русски 42 томов Нюрнбергского процесса. Таких книг до сих пор нет.

Многослойный диалог «музей - художник» получился в квартире Елизаровых, где быт начала ХХ века связывается с историей, большой и частной. Рядом с подлинным граненым стаканом, из которого чаевничал Ленин, художник Анатолий Журавлев показывает «агитстекло», где он выгравировал имена классиков авангарда. Варвара Шаврова взяла фото прабабушки и прадедушки, сделанное в 1910 году в Венеции во время свадебного путешествия, и выткала изображение на современном станке. Харун Фароки - Андрей Ужица показывают документальный фильм о революции 1989 года в Румынии.

...Вместо итогов выскажем два предложения организаторам фестиваля. Сделать его постоянно действующим, чтобы показывать самые достойные проекты по мере их поступления. Или открывать фестиваль сразу после майских праздников, чтобы его выставки увидели посетители Ночи музеев. Синергия очевидна.

#фестиваль #выставки #музеи

Комментарии