160‑летие художника Валентина Серова отметят 19 января по всей России

19 января 1865 года в Петербурге родился выдающийся русский художник Валентин Серов.

160‑летие художника Валентина Серова отметят 19 января по всей России | ФОТО Tine Hvolby on Unsplash

ФОТО Tine Hvolby on Unsplash

Десять лет назад, когда толпа, стоявшая на его юбилейную, устроенную к 150‑летию, выставку в Третьяковской галерее на Крымском валу, вынесла дверь, имя художника стало частью мема: «Очередь на Серова». Именно эта выставка обозначила начало музейного бума в России.

К 160‑летию художника выставок не устроили, но событие отмечают, пусть и скромно — в основном лекциями и книжными выставками в библиотеках по всей России. Так, например, в Выборге в библиотеке Алвара Аалто 22 января можно послушать лекцию «Служение Отечеству и красоте», посвященную русскому художнику.

За свою короткую жизнь Валентин Серов много странствовал по свету, подолгу жил за границей и в Москве, где и похоронен. И все же именно Петербург, где на рубеже XIX – XX веков происходило все самое интересное в искусстве, сформировал его как художника. Васильевский остров, 15‑я линия, дом № 8, — первый адрес. Здесь провел свои первые годы будущий великий художник, родившийся в семье известного композитора Александра Николаевича Серова.

Хозяин дома и его молодая жена Валентина Семеновна (в девичестве Бергман) были людьми гостеприимными. По четвергам они устраивали приемы, и кто только не бывал в этом доме! Художники Николай Ге и Илья Репин, ставший потом одним из учителей Валентина Серова, скульптор Антокольский, музыканты, артисты и даже представители модного тогда течения «нигилизм», отрицающие авторитеты и общепринятые ценности…

Больше всего Серов известен как портретист. Великолепной коллекцией серовских портретов обладает Русский музей. Это портреты аристократов и людей искусства — княгини Орловой, княгини Зинаиды Юсуповой, ее сына Феликса, балерины, звезды дягилевских «Русских сезонов» Иды Рубинштейн и самого Сергея Дягилева… Именно он возродил столь популярный в творчестве его предшественников, в частности Карла Брюллова, постановочный портрет-картину. Созданные Серовым портреты при всем внешнем блеске не отнесешь ни к парадным, ни к салонным. Художник — тонкий психолог, который видел модель насквозь — то, что скрывалось за блестящими мундирами, парадными вечерними туалетами и сиянием бриллиантов. Не льстил никому.

Портретами его творчество не ограничивается. Пейзажи, интерьеры, иллюстрации к книгам, театральные эскизы, великолепный занавес, созданный к балету «Шехеразада», исторические и жанровые картины, политическая сатира, шаржи…

Одна из самых знаменитых его «политических» работ — гуашь «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава?», сделанная по горячим следам. В ней художник запечатлел один из эпизодов Кровавого воскресенья, который наблюдал прямо из окна Академии художеств. Увиденное потрясло его. Серов и Василий Поленов потребовали отставки президента Академии художеств великого князя Владимира Александровича, которого считали причастным к расстрелу мирной демонстрации рабочих. «Мрачно отразились в сердцах наших страшные события 9 января. Некоторые из нас были свидетелями, как на улицах Петербурга войска убивали беззащитных людей, и в памяти нашей запечатлена картина этого кровавого ужаса. Мы, художники, глубоко скорбим, что лицо, имеющее высшее руководительство над этими войсками, пролившими братскую кровь, в то же время стоит во главе Академии художеств, назначение которой — вносить в жизнь идеи гуманности и высших идеалов», — обращались они к собранию академии. Увы, никто из художников их не поддержал.

Ученик Репина и Павла Чистякова, Серов работал на рубеже XIX – XX веков, когда искусство бурно развивалось, а стили сменяли друг друга. Он отдал дань реализму, одним из первых стал использовать импрессионистический метод, впустив в живопись свет и воздух («Девочка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем»). Во многих его портретах стиль модерн достиг апогея.

Работы Серова, созданные по следам совершенного вместе с Константином Коровиным путешествия в Грецию, некоторые искусствоведы считают предвестием русского авангарда — «Похищение Европы», «Одиссей и Навзикая»… Проживи он еще хотя бы лет десять, эта линия могла бы получить развитие. Но Серов умер в декабре 1911 года от банального сердечного приступа. Ему было 46 лет.

Читайте также:

В 2025‑м РНБ отпразднует 230‑летие со дня своего основания и широко отметит 80‑летие Великой Победы

РНБ получила в дар коллекцию рукописей и печатных изданий краеведа Ивана Ивановича Колодкина


#Валентин Серов #художник #биография

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 6 (7828) от 17.01.2025 под заголовком «50 оттенков Серова».


Комментарии