Звонок с маркировкой. В России заработали новые меры защиты от мошенников
С 1 сентября 2025 года в России вступили в силу сразу несколько новинок федерального закона о защите интересов граждан от мошенников. Цель у них одна — создать дополнительные барьеры для злоумышленников и предоставить нам, гражданам, новые эффективные инструменты для контроля за персональными данными и финансовыми операциями.
ФОТО Марии ШЕРИХ
По словам курирующего это направление в правительстве страны вице-премьера Дмитрия Григоренко, «шаг за шагом мы выстраиваем многоуровневую систему защиты, которая минимизирует риски для граждан и существенно усложняет реализацию мошеннических схем».
Речь идет, во‑первых, об обязательной маркировке звонков с бизнес-номеров. Как раньше чаще всего петербуржцы и другие россияне попадались на удочку мошенников? Отвечая на телефонный звонок с неизвестного номера. Потому что «а вдруг это что‑то очень важное»… Теперь, после вступления в силу новых норм, на экране телефона человек будет видеть не только номер, но и наименование компании, а также категорию вызова. Например, «банк», «недвижимость», «услуги связи» и т. д. — таких категорий более 30. Дело в том, что с 1 сентября, согласно постановлению правительства РФ, все операторы связи обязаны передавать абоненту информацию о звонящем на основании договора, заключенного с представителем бизнеса. Как считают инициаторы новинки, такая маркировка позволит россиянам заранее идентифицировать звонящего и, соответственно, принять взвешенное решение о необходимости ответа. «Это лишает мошенников анонимности и позволяет надежно фильтровать нежелательные и потенциально опасные звонки», — уверен Дмитрий Григоренко.
Во-вторых, с 1 сентября в России введен период охлаждения по кредитам и займам. Так, получить от 50 до 200 тысяч рублей теперь можно только спустя четыре часа после заключения договора. А если речь идет о большей сумме, время ожидания увеличится до двух суток. Период охлаждения будет действовать и в отношении роста лимита по кредитным картам. Цель та же — вывести потенциальную жертву из‑под возможного психологического давления аферистов. Ведь их задача — постоянно держать жертву на контроле, стараясь взять на испуг. И максимально быстро склонить к необдуманным действиям. Примеров полно — подчас россияне отдают не только накопленные годами деньги, но и влезают в неподъемные для них кредиты. Теперь же у них будет хотя бы несколько часов или дней для того, чтобы прийти в себя. И, если не поздно, отменить поспешную и экономически кабальную операцию.
Впрочем, у этого нового правила есть исключения. Так, период охлаждения не будет действовать, если вы берете кредит до 50 тысяч рублей. А также ипотечный, образовательный или автокредит в том случае, если перечисляете средства юридическому лицу по выставленному им счету. Не будет паузы и тогда, когда вы покупаете товар и услугу в кредит лично, а также получаете заем с участием созаемщиков, поручителей и доверенных лиц. Или с целью рефинансирования при условии, что не увеличиваете сумму долга.

В-третьих, с подачи Центробанка РФ вводится в действие еще одна мера защиты от мошенников — сервис «второй руки». Работает это так: любой желающий, предварительно заключив договор, может назначить уполномоченное лицо (ту самую «вторую руку» в лице родственника или даже друга) для подтверждения или отклонения ряда банковских операций. Например, касающихся переводов или снятия наличных. И если вы опасаетесь за близких вам старых и малых, которых преступники потенциально могут обвести вокруг пальца, сделать это не будет лишним — сами сможете подтверждать или отклонять инициированные ими подозрительные финансовые операции.
Действует такая мера избирательно: определить, какие услуги потребуют согласия «второй руки», должен сам пользователь: доверенное лицо инициировать какие‑либо операции не может, а только подтверждает или отклоняет их в случае обращения к нему банка в течение 12 часов с момента уведомления. Причем законодатель позаботился и о том, чтобы клиент, попавший под давление мошенников, не смог отказаться от ранее предоставленной ему услуги моментально. Ведь, чтобы ее отключить, понадобится время. И в большинстве случаев — личный визит в банк, который должен убедиться, что клиент действует по своей воле.
Кроме того, с 1 сентября оформить самозапрет на кредиты и займы можно и очно через отделения МФЦ: раньше такой сервис был доступен только в онлайн-формате. Спрос на услугу есть: начиная с 1 марта этого года около 15 миллионов россиян уже установили самозапрет на кредиты и займы через портал «Госуслуги».
И еще. С началом осени россияне получили возможность установить самозапрет на заключение новых договоров об оказании услуг связи через портал «Госуслуги» или в МФЦ.
Цель все та же: в случае утери документов, к примеру, злоумышленники не смогут оформить на ваше имя сим-карту и, как следствие, использовать ее в мошеннических схемах. «Это страховка от маловероятного, но все же возможного сценария, при котором преступники, используя данные, оформят на вас сим-карту без вашего ведома. А затем будут использовать ее для совершения мошеннических действий», — пояснил депутат Госдумы Сергей Боярский. В этом случае снять самозапрет при необходимости довольно легко: для этого вместе с паспортом и СНИЛС надо посетить МФЦ — запрет будет снят в течение дня. Стоит напомнить: теперь в России запрещено передавать третьим лицам сим-карты: если кто‑то будет замечен в том, что он отдал коллеге, соседу или знакомому свою «симку», может получить штраф до 50 тысяч рублей.
Кому‑то новые ограничения могут, наверное, показаться чрезмерными. Но спросите себя: часто ли вы или кто‑то из вашего близкого окружения оперирует в обиходе суммами больше 50 тысяч рублей? Или платит наличными, а не по безналу и счету за дорогую покупку?.. По данным МВД РФ, в течение семи месяцев 2025‑го россияне «подарили» дистанционным мошенникам почти 120 миллиардов рублей, с начала года в стране зарегистрировали свыше 424 тысяч подобных случаев, а с января по июль ущерб от преступлений с применением IT-технологий вырос на 16 %. Если учесть все это, новые ограничительные меры уже не покажутся избыточными. Увы, но до сих пор почти каждый день в Петербурге находится новая жертва, которая отдает преступникам нажитые миллионы рублей, берет кредиты или пытается вернуть потерянное, действуя по указке мошенников. Будем надеяться, что новые меры защиты сработают и оградят от потерь хотя бы часть горожан. Что касается всех новинок, то информация для защиты граждан от интернет-мошенников доступна в рамках сервиса «жизненная ситуация» на портале «Госуслуги». Поинтересоваться нелишне: сервис содержит подробные инструкции для действий в связанных с мошенничеством критических ситуациях, а также образовательные материалы для повышения цифровой грамотности.
Читайте также:
От операционной до мошенничества: врач-хирург попался на работе курьером аферистов
У меня зазвонил телефон. Кто говорит? Мошенники
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 162 (7984) от 03.09.2025 под заголовком «Звонок с маркировкой».





Комментарии