Петербург остался без «своих» сувениров: итоги конкурса

Недавно завершившийся в Москве конкурс «Туристический сувенир» со всей очевидностью продемонстрировал: самый популярный у внутренних и зарубежных туристов российский город за многие годы так и не обзавелся собственным уникальным сувениром, а в конкуренции на этом рынке он все чаще проигрывает маленьким городкам, которые на карте страны найти можно с большим трудом.

Петербург остался без «своих» сувениров: итоги конкурса  | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Итоги конкурса «Туристический сувенир», в котором участвовали 712 работ из 32 регионов четырех федеральных округов (включая Северо-Западный), для Петербурга оказались неутешительными. Увы, но в большом списке лауреатов разных номинаций не оказалось ни одного петербургского сувенира, в то время как Архангельская область, к примеру, «засветилась» примерно в десятке категорий.

Какие сувениры стали победителями? Их множество. Поташное мыло на козьем молоке. Кокошники. Тульские пряники. Валенки. Вяленые огурцы. Костромской сыр. Суздальская медовуха. Тульский березовый квас. Дубовый кофе из обжаренных желудей... Первое место в номинации «Линейка туристических сувениров», к примеру, занял небольшой городок Зарайск из Московской области, а среди регионов победу праздновала Липецкая область, которая представила огромный выбор подарков на память.

А что же Петербург? Я как-то усомнился в справедливости выбора экспертов московского конкурса и отправился туда, где сувенирам самое место. К Спасу-на-Крови, где ими торгуют в огромном количестве.

Для начала походил вокруг да около лотков. И убедился в том, что сувениры у нас продаются любые. Матрешки и тарелки. Брелоки и магниты. Футболки и бейсболки. Кружки, платки, зажигалки. Статуэтки, картинки, книжки. И даже памятную монету можно выковать. Со всего этого многообразия на гостя смотрят Пушкин и Шнур. Мосты и соборы. Памятники и дворцы. И, казалось бы, у туриста огромный выбор — покупай что угодно. Однако как только я начал искать что-то по-настоящему петербургское, тут же случился конфуз.

«Петербургское? — первый попавшийся продавец сувениров думал недолго. И тут же протянул тарелку с видом разведенного Дворцового моста. — Самое что ни на есть наше. Не хотите? Тогда купите с видом на Стрелку Васильевского острова, с Ростральными колоннами». Оценив ассортимент его лотка, быстро понял: все эти тарелки и матрешки могут реализовываться где угодно — только виды меняй. Иду к другому прилавку. Снова задаю вопрос о петербургском сувенире. «А что вы, собственно, имеете в виду?» — спрашивают меня. «Что-то такое, что нельзя купить больше нигде — уникальное», — отвечаю. «Тогда вряд ли здесь что-то присмотрите — идите в Эрмитаж или Русский музей», — говорят мне. Обошел еще пару-тройку лотков — и нигде ничего аутентичного, свойственного только Петербургу, не нашел. Платки — павловопосадские. Подстаканники — московские. Шкатулки — палехские. А все эти тарелки-матрешки-магниты-брелоки только внешне маскируются под петербургский сувенир и чаще всего таковыми не являются.

Поинтересовался у знакомых экскурсоводов и гидов-переводчиков насчет того, что покупают гости из сувениров. Матрешки. Платки. «Яйца Фаберже». Лаковые шкатулки. Изделия из янтаря. И магнитики-брелочки, конечно. «А из по-настоящему питерских что-то можете назвать?» — с надеждой спрашиваю вновь и вновь. Называют. Зонты с видами разведенных мостов. Тельняшки. Фигурки и изображения котов. Только вот все это петербургским сувениром назвать трудно — тельняшку или кота можно купить тоже где угодно.

Из всего мне перечисленного более-менее на звание петербургского сувенира тянет продукция Императорского фарфорового завода, которая во многом действительно уникальна и практически не имеет аналогов. Если посмотреть внимательно на предлагаемый (в т. ч. туристам) ассортимент, вполне можно найти забавные и пронизанные петербургским характером вещицы. Кружки с забавными надписями. Фарфоровые колокольчики с видами города. Тарелки с изображениями полотен Русского музея. И много чего еще.

Однако это вовсе не решает проблему наличия подлинно петербургского сувенира. Подчас даже зависть берет. Ведь почему-то у Тулы есть свой пряник и самовар. У Вятки — дымковская игрушка. В Подмосковье — гжель. В Нижегородской области — хохлома. А у нас? Тельняшки и янтарь, который нам завозят? Матрешки, которые в России продают на каждом шагу? Или зонтики с мостами, которые штампуют в Китае?

Как ни крути, получается, что у туристического Петербурга своего «лица» как будто и нет. Потому как нет ни собственного признанного сувенира. Ни формально утвержденного туристического логотипа. Ни бренда вообще, под которым принято понимать комплекс представлений о продукте или услуге. Ведь если по-честному, то об Эрмитаже, «Петергофе» или Янтарной комнате и в России, и за ее пределами знают куда лучше, чем о Петербурге в целом.

Или я ошибаюсь?

#сувенир #туризм

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 168 (6267) от 12.09.2018 под заголовком «Зонты, тельняшки и кошки».


Комментарии