Жизнь в студеных регионах. Государственная система северного завоза возвращается

В студеные регионы возвращается государственная система северного завоза, действовавшая в советские годы. Такой законопроект, представленный в правительство РФ на исходе 2022‑го, парламентарии примут, как ожидается, уже в текущем году. Перезапуск этого механизма благотворно скажется на ценах и объемах поставок на Север жизненно важных грузов: лекарств, продуктов питания, топлива. Но многие из северян прекратят паковать чемоданы, покидая эти края, лишь тогда, когда будут предприняты и другие шаги для повышения там качества жизни, полагают эксперты. Такого рода предложения не раз звучали в Петербурге на мероприятиях разного уровня.

Жизнь в студеных регионах. Государственная система северного завоза возвращается  | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

Знаковый поворот

Два слова о возрожденной прог­рамме северного завоза. Взяв за основу советский опыт, авторы законопроекта из Минвостокраз­вития РФ «подтянули» его к нынешним реалиям.

Федеральный центр не бросил на произвол судьбы местные влас­ти, субсидируя им расходы по закупке и доставке на Крайний Север и приравненные к нему регионы всего необходимого. А это немалые средства: 25 таких отдаленных регионов с неразвитой инфраструктурой получили в 2022‑м более 3 млн тонн грузов. А чтобы обеспечить ими северян на целый год, из федеральной казны было выделено 87 млрд рублей.

Но система субсидий несовершенна. То море покроется льдом раньше, чем думали, то снабженцы дадут маху. Подобные накладки и просчеты, избежать которых сложно, сказываются на ассортименте доступных северянам товаров, которые при их не слишком тугих кошельках нередко сущест­венно дороже, нежели на большой земле.

Что изменится? В практику государственного управления вновь вводится понятие «северный завоз», знакомое людям старшего поколения. Законопроект предус­матривает распределение полномочий между разными уровнями власти и поддержку регионов со стороны федерального центра: бюджетные кредиты, авансирование транспортных расходов и др.

Доставляемые в морские порты грузы (по субсидируемым тарифам) станут делиться в приоритетном порядке на три категории. А отвечать за эту работу, равно как за федеральный мониторинг завоза и соз­дание для него опорной инфраструктуры, будет Минвостокразвития РФ, единый морской оператор.

Отслеживать и планировать (на трехлетний период) такие процессы поможет чиновникам модель цифрового двойника северного завоза. Разработали ее ученые из федерального Восточного центра госплана, а первой опробовала, запус­тив у себя этот пилотный проект, Саха-Якутия.

В общем, для жителей студеных краев это знаковый поворот событий. Другое дело, что подобные законопроекты давно назрели в других областях, связанных с уровнем жизни северян. Создавая условия для привлечения туда инвестиций и запуска экономических мегапроектов, власть не поспевает порой и в социально значимых сферах менять правила игры.

А они сплошь и рядом единые для всей страны. Хотя условия жизни в солнечном Сочи и на Таймыре принципиально разные. Это касается многих сфер деятельности — от строительства и ремонта жилья до медицинского обслуживания и многих социальных программ — от привлечения молодых специалистов на край земли до устранения там цифрового неравенства.

Деньги для мэра

В самом деле, глобальное изменение экономики на северах (это первооснова развития) происходит, а жизнь северян мало меняется к лучшему. Не везде, конечно, но результат очевиден: громадный край (28 % территории России), где проживает ныне 1,7 % населения страны, обеспечивающих десятую часть ее ВВП, продолжает пустеть.

За последние 30 лет население Арктики сократилось на 300 тыс. человек, говорят чиновники. По мнению же ученых, демографическая ситуация там тяжелее. А главное — не видно перелома в последние годы, когда Арктика получила самое большое за все постсоветские годы развитие.

По сведениям сенатора Олега Мельниченко, из‑за сложных условий жизни (невысокие доходы жителей, бездорожье, нехватка врачей и т. д.) в 2014 – 2017 гг. эти края покинули более 30 тыс. человек. А вот более свежие данные: согласно демографическому рейтингу регионов РФ, лишь четыре из них, относящихся к Арктической зоне (Ненецкий и Ямало-Ненецкий округа, Саха-Якутия и Чукотка), показали в 2019 – 2021 гг. небольшой прирост населения — естественный и миграционный.

Люди покидают поселки-призраки, устав ждать перемен, хотя предложений от северян поступает немало. Особенно во время проведения петербургского форума «Арктика: настоящее и будущее», на одной из площадок которого ежегодно встречаются главы северных городов и поселков. Этот «круглый стол» собирает разных муниципалов, но из их сообщений вырисовывается знакомая картина.

Не стал исключением последний такой форум, где, кстати, была анонсирована «перезагрузка» северного завоза. Этот форум показал: сложившиеся за последние годы тенденции сохраняются. Одна из них предсказуема: жизнь в населенных пунктах на северах если меняется к лучшему, то почти всегда благодаря крупным бизнес-структурам.

Повезло в этом смысле Норильску, где стартовала масштабная программа его социально-экономического развития (реновация жилья, ремонт объектов ЖКХ, строительство новых соцобъектов и др.), оцениваемая в 120 млрд ­рублей. На эти цели пойдут и бюджетные деньги, но более двух третей средств обещает вложить промышленный гигант «Норникель». Такая работа в городе, где десятилетиями не строили новые жилые дома, не сносили ветхие многоэтажки и почти не обновляли инженерные сети, уже идет. И своими силами город с его невеликим бюджетом на такие деяния бы не замахнулся, убежден его мэр Дмитрий Карасев.

Или взять Таймырский муниципальный район, самый большой в России по площади (879,9 тыс. кв. км), развитие которого связано с многолетним освоением мес­торождений в рамках проекта «Восток-Ойл». По словам главы этого района Евгения Вершинина, «Роснефть» собирается направить на реализацию проекта 10 трлн руб­лей, из которых 768 млрд рублей было освоено в минувшем году.

Таймыр получит около 100 тыс. новых рабочих мест. Там появятся новые объекты энергогенерации и связи, причалы и капитальные дороги вместо зимников. Часть инвестиций к тому же компания напрямую выделит этому краю, выполняя свои социальные обязательства.

Нужны драйверы развития

«Потеплевший» инвестклимат меняет ситуацию в Мурманской области, глава которой выдвинул лозунг «На Севере — жить». А в Архангельске драйвером развития кроме бизнеса выступает наука. Многие проекты его Северного (Арктического) федерального университета вписываются в концепцию развития региона по таким направлениям, как цифровизация, здравоохранение и др.

Бесплатные земельные участки (программа «Гектар Арктики») пользуются спросом главным образом в этих двух северных регионах. Во многих других человеческий капитал продолжает оскудевать: специалисты оттуда уезжают, заменить их некем. А на обслуживание пустующего жилищного фонда приходится тратить в масштабах всего Севера баснословные бюджетные деньги.

Кадровый голод ощущают Хатанга, Сыктывкар и Нарьян-Мар, представители которых приняли участие в работе «круглого стола». По их мнению, населенные пункты в Арктике, где самый высокий по стране уровень урбанизации (90 %), нуждаются в особом нормативно-правовом регулировании. А пока в Дудинке и Адлере действуют одни и те же законодательные требования и ГОСТы, что несправедливо, считают северяне.

Но они говорили об этом на питерском форуме и год назад, и раньше, приводя случаи из жизни. Впрочем, даже в этих условиях некоторые муниципалитеты добиваются устойчивого развития. Скажем, Якутск, где за последние пару лет численность населения выросла на 30 тыс. человек.

А вот Воркута, которая превращается в город-призрак после закрытия большинства ее шахт (население там сократилось вдвое, до 52 тыс. человек), являет пример «управляемого сжатия». То есть городская власть там, получая субсидии, научилась держать негативные процессы под контролем: отключает от коммунальных систем пустые многоквартирные дома, переселяет семьи горожан и т. д.

Между тем Минвостокразвития РФ разрабатывает программу социально-экономического подъема в городах Дальнего Востока и ­Арктики. Ожидается, что запущенные там проекты позволят привлечь инвестиции на общую сумму более 100 млрд рублей, что скажется на улучшении городской среды. Ведь кроме высоких заработков (доступных пока в основном лишь вахтовикам) людей удерживает в этих краях налаженный быт. Да и качественное снабжение, которое наверняка улучшится там в ближайшие годы благодаря грядущей «трансформации» северного завоза.


#грузоперевозки #поставки #север

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 13 (7342) от 25.01.2023 под заголовком «На Севере — жить».


Комментарии