Протесты «желтых жилетов» во Франции: акт десятый
Французское протестное движение отметило в минувшую субботу начало третьего месяца своей активной деятельности демонстрациями во многих регионах страны. Согласно данным полиции, в акциях приняли участие около 84 тысяч человек, примерно столько же полицейских были задействованы для охраны правопорядка во время демонстраций «желтожилетников».
Фото Louai Barakat IMAGESLIVE via ZUMA Wire ZUMA/ТАСС
Власти с нескрываемым удовлетворением отметили, что число демонстрантов по сравнению с первыми акциями в ноябре уменьшилось, особенно в Париже, где на улицы вышли около 7 тысяч человек. При этом они не стали афишировать, что в регионах страны количество «желтых жилетов» не уменьшается, а, например, в Тулузе нынешнее субботнее мероприятие собрало рекордные для города 10 тысяч демонстрантов.
Еще одним достижением «силовиков» стало более-менее спокойное проведение акции в Париже, где на этот раз обошлось без массового поджога машин, битья витрин и погрома дорогих бутиков. В столице активисты движения впервые провели свое шествие строго по согласованному с полицией маршруту. Пятнадцатикилометровый марш на левом берегу Сены - его участники начали манифестацию на эспланаде Инвалидов и под занавес шествия вернулись в место сбора - сопровождался лишь небольшими столкновениями с полицией и жандармами. До последнего организаторам удавалось сохранять мероприятие в мирном русле, чему немало способствовали члены так называемых сил безопасности «желтых жилетов», которые одергивали агрессивных участников и не давали толпе разбредаться по соседним улицам. Только в конце акции нервы у обеих сторон не выдержали и начались стычки с применением полицией водометов и слезоточивого газа. Впрочем, в массовое побоище они не переросли. В общей сложности 42 человека были задержаны во французской столице, из них 36 помещены под стражу, в том числе двое несовершеннолетних. Это на порядок меньше, чем было в предыдущие недели.
Между тем в других французских городах стычек правоохранителей и демонстрантов избежать не удалось. Полицейских закидывали камнями, пустыми бутылками и другими предметами, а те в свою очередь прибегали к использованию слезоточивого газа и резиновых пуль. Это привело к ранению двух сотрудников правоохранительных органов в Ренне и задержанию 12 человек в Руане.
Отметим, что у «желтых жилетов» появились наконец и свои лидеры, которые публично высказывают недовольство действующей властью. Так, в Париже процессию недовольных возглавил один из вождей столичных «желтых жилетов» Эрик Друэ. По его словам, демонстрации не прекратятся, пока власти не услышат требования французских граждан. «Мы, со своей стороны, продолжаем двигаться в том же направлении, поскольку наши реальные требования, которые мы предъявляем с самого начала, никто выслушивать не собирается», - заявил Друэ в интервью французскому телеканалу BFM.
Десятая акция «желтых жилетов» интересна еще и тем, что она прошла в то время, как во Франции, по инициативе президента Эммануэля Макрона, началась общественная дискуссия о политических и экономических проблемах страны. О старте национальных дебатов президент Франции сообщил в открытом письме, опубликованном 13 января. Макрон призвал общественность начать дебаты, которые продлятся два месяца, касательно таких тем, как проблемы демократии, налоговой системы, состояния инфраструктуры и изменения климата. «Для меня нет никаких запретных тем. Мы не придем к согласию по всем вопросам, но это нормально для демократического общества. Однако мы продемонстрируем, что мы люди, которые не боятся говорить, дебатировать», - заявил президент Французской республики. Аналитики склонны предполагать, что на такой политический маневр президент решился не в последнюю очередь под влиянием трехмесячных манифестаций «желтых жилетов». Впрочем, как свидетельствует интервью еще одного видного лидера «желтожилетников» Максима Николя, протестующие никаких конструктивных итогов от дебатов не ждут. «Гражданские сообщества в настоящий момент организуются и создают систему, полностью параллельную политикам», - подчеркнул он.
Эксперты, оценивая движение «желтых жилетов», указывают, что оно за это время стало приобретать политические очертания, у него появляются свои лидеры, но пока еще нет четко оформленной иерархии и своей внятной идеологии. Это отмечает доцент кафедры европейского права МГИМО директор Центра европейской информации Николай Топорнин. «Стоит вопрос, сумеют ли «желтые жилеты» организоваться в какую-то серьезную политическую силу, попытаться консолидировать свои ряды. У них сейчас есть шанс. Нужно от уличной демократии переходить к политической демократии. Призывами и манифестациями решить главные проблемы не получится, их нужно решать на законодательном уровне. Они будут продолжать выступать, они почувствовали свою силу и не хотят довольствоваться малым. Однако нужно встраиваться во французскую политическую систему», - подчеркивает эксперт.
В целом согласен с такой позицией аналитик Российского совета по международным делам Алексей Чихачев. «С одной стороны, протестующие стали выдвигать требования не только социально-экономического характера, но и политического плана - критиковать нынешнее руководство, требовать отставки президента. Это серьезный вызов нынешнему правительству», - отмечает он. По словам специалиста, широкие социально-экономические уступки и дебаты, объявленные Макроном, пока не успокоили французское население. «Наоборот, последние действия вызвали большую критику. Макрона обвиняют в том, что он заранее наметил основные варианты ответов и пытается подвести людей к тому, чтобы они выбрали эти варианты, которые выгодны нынешнему правительству. Очень многие аналитики говорили о том, что рано или поздно движение сойдет на нет, но пока оно не исчезает, и можно сказать, что это действительно феномен», - подчеркнул Чихачев в беседе с RT.
Известный французский социолог Кристоф Гийюи полагает, что движение «желтых жилетов» — это реакция на эгоизм элиты, не желающей вспоминать о существовании в стране рабочего класса, людей наемного труда. «Желтые жилеты» объединяет то, что они живут в районах, где не осталось почти никакой работы, они знают, что, даже если сегодня у них есть работа, завтра они могут ее потерять и не найти ничего взамен. Кроме того, французская элита не понимает их в культурном отношении. Иллюстрацией к этому культурному расколу служит тот факт, что большинство современных прогрессивных общественных движений и протестов тут же получает поддержку знаменитостей, актеров, СМИ и интеллектуалов. Но никто из них не одобряет «желтые жилеты». Их появление повергло культурный и политический истеблишмент в своего рода психологический шок. Точно такой же шок, какой пережила британская элита из-за голосования по «брекзиту» - и до сих пор переживает, три года спустя», - резюмирует французский социолог.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 010 (6363) от 22.01.2019 под заголовком ««Желтые жилеты»: акт десятый».




Комментарии