Желание расшириться. Сможет ли БРИКС стать основой мира?

На очередной онлайн-встрече стран — членов БРИКС, прошедшей в конце мая, министр иностранных дел Китая Ван И озвучил идею расширения объединения. По его мнению, увеличение числа стран, в него входящих, может значительно усилить влияние БРИКС в мире.

Желание расшириться. Сможет ли БРИКС стать основой мира? | Фото: www_slon_pics / Pixabay

Фото: www_slon_pics / Pixabay

«Китай предлагает начать процесс расширения БРИКС, изучить критерии и процедуры для этого расширения и постепенно сформировать консенсус», — сказал Ван И. МИД Китая позднее опубликовал заявление, в котором также содержался призыв расширить состав группы. Сейчас в нее входят Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка. В нынешнем году КНР стала председателем группы. «С учетом новых вызовов международной обстановки мы должны сплотить все силы, чтобы вдохнуть новую жизнь в сотрудничество стран БРИКС. Китай предлагает запустить процесс расширения БРИКС, обсудить критерии, порядок расширения членства и постепенно достичь договоренности по этому вопросу. Это поможет продемонстрировать открытость и инклюзивность стран БРИКС, станет ответом на ожидания развивающихся стран и стран с развивающимся рынком, а также будет способствовать повышению представительности и влияния стран БРИКС и тем самым внесет больший вклад в развитие мира во всем мире», — говорится в заявлении.

В свою очередь по итогам встречи главы МИД стран организации распространили совместное заявление, в котором поддержали инициативу Китая. «Министры поддержали продвижение обсуждений среди членов БРИКС процесса расширения данного объединения. Они подчеркнули необходимость четко обозначить руководящие принципы, стандарты, критерии и процедуры для этого процесса», — говорится в их заявлении.

Напомним, что группа стран БРИК была создана в 2006 году. В 2011‑м в нее вступила Южно-Африканская Республика, после чего название было изменено на БРИКС. В совокупности эти страны составляют почти половину населения земного шара и значительную часть мирового ВВП. При этом у них схожие подходы к вопросам защиты международного права и противодействия односторонней санкционной политике Запада. Кроме того, они традиционно выступают за признание принципов суверенитета, взаимного уважения и равенства, а также дают общую оценку актуальным событиям. Например, на саммите лидеров в 2021 году ключевой стала тема Афганистана после прихода там к власти «Талибана» (организация, запрещенная в РФ) — и в БРИКС выступили за инклюзивный внутриафганский диалог.

Россия также положительно смотрит на возможное расширение объединения. В частности, заместитель главы российского МИД Сергей Рябков, оценивая возможности БРИКС, заявил, что страны пятерки могут стать основой нового миропорядка. «Мы знаем, что в каждой стране БРИКС есть свои нюансы, связанные с проблемами, которые стоят перед нами, но теперь мы едины в защите международного права, едины в усилиях по преодолению произвольных, незаконных, односторонних санкций, которые стали единственным инструментом внешней политики в США и других странах», — добавил дипломат.

Эксперты также положительно оценивают возможное расширение БРИКС, хотя и видят трудности в его новом становлении. По мнению аналитика Института актуальных международных проблем Дипломатической академии МИД РФ Владимира Нежданова, объединение можно увеличить за счет нескольких стран Азии, Африки и Америки. «Расширение может произойти за счет Египта или Индонезии, поскольку они обладают серьезным потенциалом в области противодействия трансграничным угрозам безопасности и могут привнести новые темы и взгляды в группу. Кандидатом на членство в БРИКС может выступать Иран или Турция, поскольку они активно развивают высокотехнологичные отрасли, и это также может быть интересно для БРИКС. Если взглянуть еще шире, то можно предположить вероятное включение в БРИКС Аргентины или Мексики», — считает эксперт. «Страны БРИКС могут лечь в основание нового, полицентричного мирового порядка, и в этой связи укрупнение группы, создание более комплексного консенсуса развивающихся стран позволяет эту задачу решить», — пояснил аналитик.

Программный директор Валдайского клуба Олег Барабанов полагает, что страны БРИКС уже почти договорились о расширении основного списка участников. «Я думаю, что китайское заявление так или иначе было одобрено на онлайн-встрече министров иностранных дел БРИКС. Открытой информации о кандидатах нет, но можно предположить. С самого начала были недовольные, что их не взяли: в частности, Аргентина, Мексика, Нигерия. И я думаю, что скоро будет расширение. Оно может затронуть крупные страны второго эшелона на каждом континенте, которые проводят если не открыто антизападную политику, то альтернативную. И, по всей видимости, будет соблюден принцип справедливого географического представительства — включат по одной стране от каждого континента. Ведь если принять одну Аргентину, то возникнут вопросы у африканских стран — почему Латинская Америка, а не Африка? Нельзя исключать, что среди новых членов будет и Казахстан», — допускает эксперт. При этом, по его словам, расширение БРИКС не имеет четкой процедуры — по сути, необходимо лишь одобрение новых кандидатур всеми старыми членами организации.

А вот научный руководитель центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Тимофей Бордачев считает главным смыслом существования БРИКС в нынешнем году политическую демонстрацию близости. 

По его мнению, страны клуба все еще не готовы создавать реально влияющие на мировую экономику многосторонние механизмы. «Можно признать, что степень интегрированности интересов в БРИКС невысокая. Но у них и нет гегемона, лидера, которого бы все слушались. В «большой семерке» есть страна, которая всеми руководит, а в БРИКС такой страны нет. А люди принимают решения, когда им кто‑то говорит, какие решения принять. Но интересы в БРИКС общие, страны подтверждают общность интересов в отношении глобальных проблем. Они не аморфная масса, они способны артикулировать общий взгляд на фундаментальные вопросы. Называйте это, если хотите, деклара­цией, но даже это имеет совершенно позитивный характер. Просто потому, что мы не знаем больше примеров, когда государства при полном сохранении самостоятельности были способны настолько близко сближать позиции. Разве что нечто похожее происходит в АСЕАН в Юго-Восточной Азии», — резюмирует эксперт.


#БРИКС #расширение #объединение

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 96 (7179) от 31.05.2022 под заголовком «БРИКС задумал расшириться».


Комментарии