Завод, жизнь, судьба. Гендиректору ОАО «Красный Октябрь» Анатолию Фомичеву - 75

Три четверти века! Такой юбилей отмечает 1 мая 2020 года коренной ленинградец, заслуженный машиностроитель РФ, лауреат Государственной премии, действительный член Академии наук авиации и воздухоплавания Анатолий Николаевич Фомичев. Упоминание об Академии наук авиации и воздухоплавания сделано не зря. Из своих юбилейных 75 лет более трех десятков Анатолий Николаевич возглавляет одно из крупных предприятий авиационной отрасли города и страны - ОАО «Красный Октябрь».

Завод, жизнь, судьба. Гендиректору ОАО «Красный Октябрь» Анатолию Фомичеву - 75 | ФОТО предоставлено ОАО «Красный Октябрь»

ФОТО предоставлено ОАО «Красный Октябрь»

Ровесник Великой Победы

Генеральным директором Ленинградского машиностроительного производственного объединения (ЛМПО), ныне ОАО «Красный Октябрь», Анатолий Фомичев стал в 1986 году. А до этого еще десяток лет он занимал ключевую должность в другом крупнейшем ленинградском научно-производственном объединении - НПО «Ленинец». Оба этих предприятия в ряду с другими мощными заводами нашего города представляли собой реальный - заводской и научный - сектор экономики Ленинграда, его оборонно-промышленный комплекс.

Но, прежде чем рассказать, как складывалась производственная карьера инженера и директора Фомичева, сегодня, в приближении 75-летия Великой Победы, нельзя не вспомнить, что Анатолий Николаевич - ровесник Победы. И его судьбу, историю семьи нельзя отделить от тех героических и великих лет.

Отец, Николай Иванович Фомичев, - кадровый военный, командир Красной армии, гвардии полковник. Каждая строчка в его биографии - как урок истории. Николай Фомичев уже в 23 года участвовал в боях за Китайско-Восточную железную дорогу. Затем Финская кампания - «зимняя» война 1939 - 1940 годов, Великая Отечественная война, разгром Квантунской армии на Дальнем Востоке.

Особая страница военной биографии Николая Ивановича - битва за Ленинград: командовал полками и дивизиями на Ленинградском и 3-м Прибалтийском фронтах, освобождал город от фашистской блокады, подразделения под командованием Фомичева первыми встретились с частями Волховского фронта при операции «Искра». В июле 1944 года Николай Фомичев назначен командиром 291-й Краснознаменной Гатчинской дивизии. За участие в овладении городом Тарту командиру дивизии Николаю Фомичеву объявлена благодарность приказом Верховного главнокомандующего И. В. Сталина от 25 августа 1944 года. Затем новое назначение - командиром 198-й моторизованной дивизии, которая под его командованием вела бои за Ригу, принимала капитуляцию курляндской группировки противника.

«Самоотверженный сын нашей Родины, бесстрашный и исключительной воли командир, прекрасный организатор» - это выдержка из наградного листа Николая Фомичева. Он отмечен многими боевыми орденами и медалями. Мать Анатолия Николаевича,

Валентина Михайловна, познакомилась с его отцом на фронте, воевала с ним вместе в одной части. Они поженились, и в день, когда над фашистским Рейхстагом было водружено боевое Красное знамя, 1 мая 1945 года, родился Анатолий Фомичев, ровесник Великой Победы.

Уже через месяц военнообязанная Валентина Фомичева возвратилась в свою войсковую часть вместе с сыном на руках. Так что в биографии Анатолия Фомичева, пусть и по малолетству, есть и Дальний Восток, Чукотка. В наш город семья вернулась в 1951 году, и в школу Анатолий учиться пошел ленинградскую. А после того как окончил ее, поступил в Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта имени В. Н. Образцова.

Знаковое событие

В институте была военная кафедра, после завершения учебы Анатолий Фомичев отслужил положенные два года офицером в рядах Советской армии. А вот затем - полвека исключительно заводской, производственной и научной трудовой биографии: с 1971 года по настоящее время. Чуть больше года отработал инженером-конструктором на заводе «Электропульт». Но уже в 1972 году произошло знаковое для него событие, определившее всю дальнейшую трудовую карьеру и судьбу: Фомичев поступает на работу в качестве ведущего инженера в НПО «Ленинец».

В те годы в нашей стране быстрыми темпами развивалась радиоэлектроника. В то, что НПО «Ленинец» вскоре стало флагманом радиоэлектронной отрасли со специализацией на выпуск продукции оборонного назначения и штатом 40 тысяч сотрудников, есть вклад и Анатолия Николаевича Фомичева. 27-летний инженер всего-то за четыре года прошагал несколько ступенек служебной лестницы и уже в 1976 году был назначен на долж-ность директора по производству НПО «Ленинец».

Инженер Фомичев всегда выделялся как генератор научных идей, а за десять лет работы одним из руководителей важнейшего для страны НПО он сформировался как крупный организатор производства. Его отличают ясность понимания целевых задач, умение быстро вникать в вопросы оперативного управления огромным предприятием, способность формировать команду специалистов, готовую на высоком уровне решать возникающие проблемы.

Назначение по душе

Все эти качества Анатолию Николаевичу пришлось проявить, когда в 1986 году его назначили генеральным директором предприятия, тоже нацеленного на выпуск продукции оборонного назначения, - ЛМПО авиационной отрасли «Красный Октябрь». Оговорка «пришлось проявить» не случайна: страна вступала в эпоху перемен. Хотя первая его пятилетка в качестве гендиректора ЛМПО «Красный Октябрь» сложилась блестяще.

Перед новым генеральным директором были поставлены сложнейшие задачи: нарастить серийное производство авиационной и ракетной техники, освоить ряд наукоемких изделий. Под руководством Анатолия Николаевича Фомичева коллектив с поставленными задачами справился: в конце 1980 - начале 1990-х годов ЛМПО «Красный Октябрь» достигло максимального развития мощностей и объемов производства за всю свою историю.

Отметим: переходил на работу в авиационную отрасль Анатолий Николаевич не только по назначению, но и по душе. Как и все, что делал в своей жизни. Еще в школе он увлекался авиамоделированием. Тоже не случайно. В послевоенные годы советская авиация, ракетостроение бурно развивались: создавались новые типы самолетов, делало первые шаги серийное вертолетостроение, начиналась эра реактивных двигателей. Авиация, освоение космоса, ракетостроение - все это было в мечтах у целого поколения советской молодежи.

У некоторых мечты сбывались. У Анатолия Фомичева - точно. Свидетельство тому - звание действительного члена Академии наук авиации и воздухоплавания, должность генерального директора предприятия, выпускающего авиационные двигатели и трансмиссии.

В приоритете - обязательства перед коллективом

1990-е годы не лучшее время для отечественной промышленности, в особенности для «оборонки». Предприятия перестали получать государственные заказы, сокращались объемы производства. В этот кризисный период генеральный директор сумел дать коллективу надежду и уверенность на преодоление возрастающих проблем.

Один из главных приоритетов руководителя, сохраняющийся до сих пор, - четкое выполнение обязательств перед коллективом. За все кризисные годы на предприятии ни разу не случалось задержек с выплатой заработной платы - исключительно редкое явление для 1990-х годов.

А что же с производством? Чтобы заместить выпадающие доходы, генеральным директором была поставлена задача наращивания объемов производства товаров народного потребления - мини-сельхозтехники. В 2002 году производство мотоблоков было выделено в дочернее предприятие - ЗАО «Красный Октябрь - Нева». Мини-сельхозтехника с маркой «Нева» отмечалась престижными наградами на многих конкурсах, включая «Сто лучших товаров России». И сегодня это дочернее предприятие остается ведущим производством мотоблоков в России, являясь крупнейшим их производителем в Европе.

4foto_kroct_2.jpg

ФОТО предоставлено ОАО «Красный Октябрь»

Полет нормальный

Испытание нелегким временем предприятие выдержало, к концу 1990-х уже можно было констатировать: «Полет нормальный». Актуальным стало выстраивание программ на развитие, определение точек роста. Одним из кардинальных решений, принятых генеральным директором в то время, стало создание в 1998 году заводского конструкторского бюро. Собственное КБ теперь позволяло «Красному Октябрю» обеспечивать весь цикл создания авиатехники - от проектирования до серийного выпуска. За счет КБ завод заметно увеличил свой интеллектуальный потенциал, значимость на рынке авиационной продукции.

Другое программное решение, инициированное генеральным директором, - курс на модернизацию завода, обновление станочного парка, внедрение IT-технологий. Сегодня «Красный Октябрь» не уступает по своей технической оснащенности предприятиям авиационной отрасли не только в России, но и европейских стран.

В последние годы «Красный Октябрь» поступательно наращивает объемы серийного выпуска и ремонта техники для самолетов, сохраняя уровень производства продукции для вертолетов. В портфель заказов вертолетной продукции включено новое серийное изделие - главный редуктор ВР-382 для пассажирских вертолетов Ми-38.

На предприятии разрабатываются образцы новой техники и осваивается ее производство. Так, в прошлом году разработан модифицированный серийный редуктор ВР-226Н для легких вертолетов Ка-226Т. Был собран первый его образец, а затем и опытная партия. Модификация редуктора ВР-226Н создана в собственном авиационном конструкторском бюро «Красного Октября». В конце года завершены длительные ресурсные испытания главного редуктора ВР-382.

Курс на модернизацию производства, взятый еще на рубеже веков, продолжается все последующие годы. Актуален он и сегодня. В 2017 году завершено строительство новых стендов для проведения испытаний редукторов для вертолетов соосной схемы. В их числе - стенды для испытаний редукторов и коробок приводов многоцелевых вертолетов Ка-226Т. Стенд для испытаний главных и промежуточных редукторов вертолета Ка-52 стал самым крупным на предприятии. В 2018 году заменялись станки токарной группы, в 2019-м - фрезерной. Планируемая крупная закупка текущего года - шлифовальные станки нескольких типов.

Перспективы развития ОАО «Красный Октябрь» обеспечены интеллектуально - собственным авиационным конструкторским бюро, а также современным станочным парком, и главное - огромным опытом руководителя.

«Завод - это одна большая семья», - утверждает генеральный директор.

Для самого Анатолия Николаевича завод - и жизнь, и судьба, и семья. Детям и внукам он сумел передать свою любовь к авиационной технике, к заводу. Здесь трудятся его сын Виктор, дочь Ольга, внук Анатолий, окончившие Институт авиационного приборостроения. С женой Верой Васильевной Анатолий Николаевич вместе учился в институте и два года назад уже отметил золотую свадьбу. Теперь грядет новый юбилей: 75-летие одного из выдающихся руководителей плеяды ленинградских «красных директоров» - генерального директора ОАО «Красный Октябрь».

#авиация #промышленность #производство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 074 (6672) от 30.04.2020 под заголовком «Завод, жизнь, судьба».


Комментарии