Завершился первый всероссийский конкурс проектов школьников Skill Up

«У нас тут 3D-принтеры кипели до полуночи», – рассказывали сотрудники СПбГУ и петербургского «Кванториума», организаторы состязания. В одном из помещений отеля «Азимут» действительно стоял характерный запах нагретого пластика, а конференц-залы, названные в честь городов мира, оказались временно «переименованы» в школьные предметы: «Берлин» – в «Биологию», «Вена» – в «Химию» и так далее. Целую неделю 60 команд (обе столицы, Якутия, Дальний Восток, Татарстан, Северный Кавказ – всего из 25 регионов) выполняли задания от РЖД, «Диаконта», «Алмаза-Антея» и других ведущих компаний.

Завершился первый всероссийский конкурс проектов школьников Skill Up | Этого робота для диагностики «внутренностей» труб сделали школьники. Щупальца- «клешни» способны увеличиваться или сокращаться под размер трубы. / ФОТО АВТОРА

Этого робота для диагностики «внутренностей» труб сделали школьники. Щупальца- «клешни» способны увеличиваться или сокращаться под размер трубы. / ФОТО АВТОРА

Школьники привезли только идеи, воплощать их надо было уже тут, с нуля. Устроители за эти дни сбились с ног: «Чего нам только ни пришлось доставлять для проектов – кому-то живые цветы, кому-то зерно, кому-то мазут». Быстро поняли, что 3D-принтеров не хватает, за ними в очередь выстраивались. Привезли еще. Это не считая постоянного «антиковидного» контроля и распределения потоков.

У Анастасии и Алины из Астрахани на столе – небольшие прозрачные контейнеры с проростками ячменя. Барышни – школьницы, но в Астраханском детском технопарке работают под началом университетского преподавателя: стимулируют рост зерен с помощью микроводоросли. Она – в склянках, такая зеленоватая муть.

Мы уже знаем, что эти водоросли – отличный стимулятор роста, и теперь выясняем, почему. Скорее всего, из-за выделения флавоноидов.

Участники Skill Up (можно перевести как «повышение квалификации» или вроде призыва «Выше мастерство!») – старшеклассники, но есть и те, кто учится только в седьмых-восьмых. Одни команды – от школ, другие – от кружков и технопарков-кванториумов.

Алина и Анастасия объясняют: все хотят получать продукт быстрее, этого можно добиться стимуляторами роста, но они небезупречны. Например, если ускорять рост высокой температурой, в продукте уменьшается количество белка. Невыгодно: съел много – энергии получил мало. А микроводоросль – стимулятор, который сохраняет ценный белок.

Конкурс сосредоточился на негуманитарных дисциплинах: биология, география, IT, физика, химия, математика. Не столько на предметах, сколько на проектах.

Когда перед ребятами стоит практическая задача, они понимают, зачем им нужно то или иное знание. Междисциплинарный подход лучше всего получается, если делаешь какой-то продукт. Поэтому в свое время решено было добавить в обучение проектно-исследовательскую деятельность, – рассказывает Александр Бабич, проректор по воспитательной работе и организации приема СПбГУ.

В этом случае он говорит не только об Университете, но и об университетской Академической гимназии им. Д. К. Фаддеева. Там учатся 360 школьников со всей России. В масштабах страны – мало, так что всероссийский конкурс проектных работ некоторым образом масштабирование и обмен опытом. «Сообщество умных детей», – охарактеризовал кто-то.

Соорганизатор конкурса петербургский детский технопарк «Кванториум» – один из самых молодых, ему всего год. Для него конкурс – своеобразная перекличка «своих» коллег-кванториумов. Их в стране больше 120, нынешние открываются уже при школах.

В августе-сентябре был первый этап конкурса: подача заявки. Из 200 претендентов в петербургский финал вышли 60 команд. Приехали с наставниками, уже здесь к ним присоединялись кураторы от компаний и организаций, которые составляли задания.

Например, компания «Диаконт» делает высокотехнологичное оборудование для автопрома, диагностическое оборудование для атомных станций, нефтегазовой отрасли и жилищно-коммунального хозяйства. Представитель фирмы Виктор Горшков консультировал команды, которые делали роботов для внутритрубной диагностики.

У одной команды робот был похож на клешню из игровых автоматов – знаете, такими игрушки надо подцеплять. Парни сделали прототип универсального робота, который сможет работать в трубах разного диаметра. Робот второй команды походил на паровозик – это для труб с изгибами. Третья конструкция – уже на случай аварии: когда вода коснется датчика, сработает сигнализация.

Куратор делится впечатлениями:

– Уровень недетский. Во-первых, смотрите: тут микропроцессор. Чтобы он работал, его надо запрограммировать – значит, у ребят есть этот навык. Во-вторых: надо датчик соединить с устройством – тут нужен электронщик. Это не говоря о том, что нужны менеджерские качества, чтобы все это объединить. Ребята ощутили себя реальными производственниками.

Представитель «Ростелекома» Дмитрий Маняк комментирует:

– Уровень не ниже вузовского. И ребята незашоренные. Мы бы, например, сказали: «тут долго», «там дорого», «это не будет работать». А они просто берут и делают. Даже если сейчас проект ляжет в стол, какая-то идея обязательно всплывет, когда они придут на предприятие.

Начальник научно-образовательного центра Северо-Западного регионального центра Концерна ПВО «Алмаз-Антей» Сергей Баушев выясняет детали проектов. Доктор военных наук экзаменует школьников, будто те соискатели на рабочую вакансию. Сурово.

Слышали защиту проектов? Поражает, что школьники не боятся спорить с жюри, – рассказывает сотрудник «Кванториума» Ольга Сорокина. – Член жюри говорит: «Вот вы предлагаете очищать почву. А вам не кажется, что проще и дешевле ее вывезти, а площадку забетонировать?». И семиклассник отвечает: «Простите, вы невнимательно прочитали задание: надо было найти биологическое решение, а вы предлагаете небиологическое».

Что-то подсказывает: некоторых призеров мы позже наверняка увидим среди первокурсников СПбГУ. Победителей Skill Up – тем более.

Вот они, победители:

«Математика» – Петербург, команда «Пифагорова армия» (инженерно-технологическая школа # 777);

«Химия» – Казань, команда «Химикатусы» из СУНЦ Казанского (Приволжского) федерального университета;

«Биология» – Архангельская область, команда «Биовир» из северного детского технопарка «Кванториум»;

«География» – Сахалинская область, команда Future Opportunities, Институт развития образования;

«Информационные технологии» – Карелия, команда «Кванториум Сампо» из одноименного детского технопарка;

«Физика» – Томск, команда Marble Eclipse, лицей при Томском политехе.


#конкурс #школьники #проекты

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 219 (7056) от 23.11.2021 под заголовком «Сообщество умных детей».


Комментарии