Завершился необычный рейс научно-экспедиционного судна «Академик Трешников»
Его экипаж впервые достиг самой удаленной точки за все годы своего плавания в высоких широтах — 88-го градуса северной широты. И изменил направление дрейфующей станции в этой части Северного Ледовитого океана, где полярники опять же оказались впервые в истории подобных экспедиций.
ФОТО Matt Palmer on Unsplash
Эта экспедиция была для НЭС «Академик Трешников», входящего в полярную флотилию Арктического и Антарктического института (ААНИИ), едва ли не самой трудной за всю его историю. За 40 суток плавания по дрейфующим льдам Северного Ледовитого океана судно преодолело около 14,5 тыс. км и достигло рекордной для себя высокоширотной точки.
Как уже сообщала наша газета, на первом этапе экспедиции судно посетило мыс Баранова (архипелаг Северная Земля), где действует научно-исследовательский стационар ААНИИ. Экипаж доставил туда необходимые для зимовки грузы и полярников, приплывших на смену коллегам. Затем «Академик Трешников» направился в одно из самых труднодоступных в Арктике мест — взял курс на Западное полушарие, к месту дрейфа полярной станции «Северный полюс-42». Примерно в 300 км от географического Северного полюса судно встретилось с одноименной ледостойкой самодвижущейся платформой (ЛСП).
«Наблюдатель» под студеной водой. Получены новые материалы о природной среде Северного Ледовитого океанаЭкипаж привез на станцию около 50 тонн груза и смену научного состава экспедиции. А затем, проведя ЛСП через тяжелые льды, помог при участии полярных авиаторов перебазировать эту плавучую обсерваторию к новому ледовому полю, расположенному в 430 км от прежнего.
Впервые совершить такой рейс судну «Академик Трешников» помогли ледовые эксперты ААНИИ, прокомментировал директор института Александр Макаров. Собрав и проанализировав все имеющиеся у них данные, специалисты смогли выстроить наиболее безопасный маршрут к дрейфующей станции, а затем к новому ледовому полю в сложных условиях. Причем экипаж НЭС смог вновь убедиться в превосходных мореходных качествах судна.
Это судно ледового класса Arc7 (названное в честь бывшего директора ААНИИ, известного океанолога, Героя Социалистического Труда, академика Алексея Федоровича Трешникова) было построено для полярников на «Адмиралтейских верфях» в 2012 году. Помимо экипажа — полсотни человек — в его каютах могут разместиться 80 ученых, членов экспедиции. И не просто плыть там к нужному месту, а выполнять в пути научные исследования: на борту судна имеются десять стационарных лабораторий: океанографическая, метеорологическая, гидрохимическая, гидроакустическая, две океанологические, лаборатория ледовых нагрузок и т. д. А еще лаборатория, способная принимать гидрометеорологические спутниковые данные. Это не считая мобильных контейнерных лабораторий, предназначенных для проведения подобных исследований.
Между тем, завершив плавание в студеных водах, экипаж судна доставил в порт Мурманска полярников, около года отработавших на дрейфующей станции «Северный полюс», и ученых с научно-исследовательского стационара «Ледовая база «Мыс Баранова».
Читайте также:
Вблизи от макушки Земли: как ученые в высоких широтах отслеживают изменения климата
Специалисты ОСК продемонстрировали свои достижения в сфере цифровой трансформации отрасли
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 184 (8006) от 03.10.2025 под заголовком «Самый трудный рейс».




Комментарии