Завершается строительство автомобильного моста через реку Свирь

В городе Подпорожье, что в трехстах километрах от Петербурга на северо-востоке Ленинградской области, завершается строительство самого крупного дорожного объекта региона за последние тридцать лет — автомобильного моста через реку Свирь. Открыть его для движения транспорта планируется на три года раньше срока, предусмотренного в контракте, что стало возможным благодаря включению стройки в национальный проект «Безопасные качественные дороги».

Завершается строительство автомобильного моста через реку Свирь | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Исторически Подпорожье, известное с середины XVI века, развивалось по обоим берегам полноводной Свири. В середине 1950‑х годов, когда была построена Верхне-Свирская ГЭС, находящаяся на территории города, по ее плотине запустили автотранспорт. Однако на большегрузные машины это гидротехническое сооружение не рассчитано, и, чтобы попасть из одной части Подпорожья в другую, им приходится делать крюк 100 километров. Идея построить в городе автомобильный мост через Свирь появилась еще в советские времена, но только теперь мечты становятся реальностью.

О том, как все начиналось, «Санкт-Петербургским ведомостям» рассказал Владимир Садовяк, главный инженер проекта.

В 2013 году от администрации Волго-Балтийского бассейна было получено задание спроектировать мост с высотным габаритом (расстояние от воды до нижней точки пролета) 30 метров, чтобы под переправой без ее разводки могли проходить суда любого класса и назначения. Несмотря на то что в ГОСТе предусмотрены высотные габариты до 17 метров, проектировщикам удалось убедить Главгосэкспертизу, что найденное ими решение правильное.

Но сначала были проведены геологические, геодезические, гидрологические изыскания, определены динамика изменения уровня воды в Свири, скорость течения реки и т. д. Для строительства было выбрано место немного ниже по течению от существующего железнодорожного моста, где ширина реки составляет 150 метров. Это расстояние и определило длину пролетного строения переправы, выполненного в виде фермы весом 2,5 тысячи тонн. Общая длина моста вместе с береговыми эстакадами — 727 метров, ширина — 11,5 м. Его конструкция держится на девяти П-образных железобетонных опорах. На правом берегу их четыре, на левом — пять. Длина подъездных путей — 2 километра. На мосту предусмотрено двухполосное движение и дорожки для пешеходов.

Проектирование заняло два года, строительство по заказу «Ленавтодора» началось в 2020 году, завершить его планировали в 2026‑м. Стоимость моста оценивается в 4 миллиарда рублей, которые поступают из федерального и регионального бюджетов. Когда представители Министерства транспорта увидели, что работа идет ритмично и подрядчик готов опередить график, стройка получила средства в ускоренном порядке по нацпроекту. «Мы ведем авторский надзор, все работы выполняются качественно, применяются исключительно отечественные материалы», — говорит проектировщик.

Чтобы увидеть все своими глазами, поднимаемся на крутую насыпь, по пути считаем ступеньки: их оказалось 133. Сейчас идут работы на двух участках моста, на профессиональном языке — на «захватках». На одной, под «тепляком», рабочие уплотняют бетон после заливки, на другой устанавливают арматуру, состоящую из стальных прутков диаметром 24 мм. Как бы ни совершенствовалась техника, ручная работа остается. Вот и здесь рабочие с помощью специального вязального крючка и проволоки «вяжут» арматуру с определенным шагом. Это нужно, чтобы при заливке бетона стержни не смещались. Железобетон будет испытывать серьезные нагрузки, поэтому для обеспечения целостности арматуры не используют сварку. Кусочек вязальной проволоки мне подарили на память.

Как рассказал Сергей Дурягин, руководитель проекта от компании-подрядчика, работы вышли на финишную прямую.

«Завершаем установку мостового полотна. При наступлении положительных температур воздуха займемся гидроизоляцией и асфальтированием. Полностью все работы завершим в конце лета — начале осени», — уверяет специалист. Но до разрезания ленточек и торжественных речей еще будут испытания моста на прочность. Обычно их проводят с помощью груженых самосвалов. Мост через Свирь рассчитан на одиночный пропуск грузовика, у которого на каждую ось нагрузка может составлять до 25 тонн. Иными словами, если потребуется проехать сверхтяжелому автопоезду весом 100 тонн и он будет иметь не менее четырех осей, его пропустят.

Мост2_Пр.jpg
ФОТО автора

Во время нашей поездки в Подпорожье не раз звучали слова «вторая очередь». Новый мост через Свирь станет первой очередью по созданию транспортного обхода этого города. Для появления такого обхода обязательна вторая очередь, которая предполагает создание на левом берегу Свири выезда с моста напрямую на трассу «Кола». Необходим тоннель длиной около 200 метров под проходящей рядом железной дорогой направления Петербург — Петрозаводск — Мурманск. Высокая железнодорожная насыпь позволяет сооружать так называемый прокол, не углубляясь под землю, — еще одна эстакада обошлась бы гораздо дороже. Проект второй очереди разработан, сейчас власти Ленинградской области ведут переговоры с Моск­вой о выделении федерального финансирования.

Если все сложится удачно, то в планах будет строительство дороги на левом берегу Свири от нового моста в сторону Петрозаводска. Такой путь сократит расстояние от Петербурга до столицы Карелии на 90 – 100 километров.


#строительство #мост #Ленобласть

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 32 (7361) от 21.02.2023 под заголовком ««Вязание» над Свирью».


Комментарии