Застрять в лифте с инвестором. В Петербурге проходит XVI Балтийский научно-инженерный конкурс

Слово «продавать» применительно к науке в России звучит так себе, применительно к детям (участники БНИК - школьники) - еще хуже. Как заинтересовать инвестора «высокоомными слоями нитрида галлия»? Это один из почти 400 школьных проектов, представленных сейчас в Петербурге. Вообще-то вот это «высокоомное» должно упростить создание вполне понятных для бизнеса транзисторов, но попробуй перевести это на человеческий язык. Как прозвучало на открытии БНИК: представьте, что вы с инвестором застряли в лифте, через 30 секунд лифт починят, но у вас есть возможность быстро что-то рассказать и заинтересовать.

Застрять в лифте с инвестором. В Петербурге проходит XVI Балтийский научно-инженерный конкурс | Отдельный день у участников уходит на то, чтобы смонтировать стенды со своими проектами. И потом в течение двух дней конкурсанты объясняют суть работы жюри и публике. Фото предоставлено Балтийским научно-инженерным конкурсом

Отдельный день у участников уходит на то, чтобы смонтировать стенды со своими проектами. И потом в течение двух дней конкурсанты объясняют суть работы жюри и публике. Фото предоставлено Балтийским научно-инженерным конкурсом

Не нравится слово «продавать» - хорошо, заменим на «представлять» и «продвигать». На Балтийском конкурсе помимо научного жюри (доктора и кандидаты наук, членкоры и академик), учительского и молодежного действует бизнес-жюри. Из «Газпрома», «Силовых машин», «Биокада», «Герофарма», «Ленэнерго» и других внушительных.

Они присматривают будущие кадры, потому ректор корпоративного университета «Газпром нефть» Илья Дементьев советовал конкурсантам: представляя проекты, рассказывайте не только то, что вы изобрели, но и как - с кем сотрудничали, с кем советовались.

Присматривают и работы: за 16 лет конкурса случалось, что школьник дорабатывал идею в вузе, а позже в аспирантуре на площадке какого-нибудь наукоемкого предприятия.

Как сказал идеолог конкурса, директор лаборатории непрерывного математического образования, президент фонда «Время науки» Илья Чистяков, в этом году в отборочных турах участвовал 71 регион России. Кто-то посылал работы сразу на БНИК с надеждой пройти в финал, в 21 регионе проходили свои отборочные туры. Из почти 2,5 тысячи проектов в финал вышел 371 от 518 участников (некоторые работы коллективные).

Победители БНИК получают путевку на Всемирный смотр научных работ юных ученых Intel ISEF в Америку и успешно представляют там Россию. Прошлый год вообще урожайный: все пять делегатов от Балтийского конкурса получили награды на всемирном. Петербургский школьник Руслан Магдиев вообще стал первым россиянином чуть ли не за 30 лет, который удостоился 1-й премии Американского математического общества. Название его исследования звучало как песня: «Геометрия геодезических в дискретной группе Гейзенберга».

БНИК не олимпиадные решения задач и не конкурс «научных рефератов». Как объясняет Чистяков, важна «научная новизна». Исследование нередко занимает целый год, а у школьника есть научный руководитель - например, из Фаблаба петербургского Политеха (этот вуз - главный партнер конкурса). И если «марсоходы», «экзокостюмы» и «альтернативные источники» энергии хотя бы звучат понятно, то с чем едят «тепловую конвекцию во вращающемся коаксиальном цилиндрическом зазоре при действии осциллирующего силового поля»?

Показательно: сразу после открытия БНИК, уже довольно поздним вечером, когда делегации расселились в гостинице «Москва» (гости - из Белоруссии, Украины, Казахстана, Азербайджана), первый мастер-класс был посвящен именно тому, как представлять свою идею бизнес-жюри. Балтийский конкурс - наверное, первый в жизни этих умников, когда их гениальная идея натолкнется на «это, конечно, замечательно, но что с этим делать?».

- Бизнес-жюри надо все объяснять на пальцах, как первокласснику, - ведет мастер-класс Василий Дьяченко, который сам сейчас бизнесмен, а был победителем БНИК.

Дьяченко - образцовый пример. В 2006-м получил путевку на Всемирный смотр с работой по программированию. «Там моя жизнь перевернулась - стало понятно, что нужно создавать крутое». (Чтобы было понятно: Intel ISEF проводится больше полувека, некоторые его награды называют «малыми Нобелевками», потому что среди нынешних нобелиатов есть те, кто когда-то участвовал в этом школьном научно-инженерном конкурсе.) Василий удостоился приза. Отучился в СПбГУ, за границей, поработал в крупной корпорации, «почувствовал себя шестеренкой - не понравилось». И как-то, сидя с приятелем в фастфуде, на салфетке накидали проект. Сейчас это LoyaltyPlant, мобильное приложение, связывающее рестораны, кафе и клиентов. Застолбились на американском рынке, привлекли $9 млн инвестиций.

Василию тридцатник, он просит школьников называть его «на ты» - «Я ведь так же, как вы, с дрожащими коленками, защищал свой проект всего 14 лет назад...». Кто-то из нынешних конкурсантов тогда только на свет появился.

Дьяченко для разбора берет один из проектов сегодняшних участников. Что-то про генномодифицированный ячмень, который может расти и в некомфортной среде. Василий раскладывает по полочкам бизнес-модель: начинать надо не с того, какое это прекрасное изобретение, а с того, кому оно понадобится и почему существующие варианты плохи. «Эта технология будет интересна фермерам», - предполагает автор проекта, барышня Полина из Сибири. «Вы должны объяснить, скольких людей это заинтересует». Барышня не теряется: «Проще сказать, скольких не заинтересует. Пиво-то пьют многие». «Во-о-от. Хорошее начало для разговора с бизнес-жюри - вопрос: «Вы пьете пиво?».

А скучный аргумент «в фазе кущения у таких зерен будет больше основных стеблей» лучше оставить для жюри научного.

Сам Дьяченко в Силиконовой долине прошел проверку боем: конкуренция бешеная, не успел в нескольких (буквально: нескольких) словах объяснить суть и уникальность стартапа - инвестор пойдет дальше. Время дорого. Правда, говорит Дьяченко, в той же Долине живут по щедрому принципу pay it forward, «заплати другому», «помоги другому», не жадничай на советы и помощь.

БНИКовцы понемногу учатся не только изобретать, но и продвигать. Пример - один из победителей прошлого конкурса Даниил Казанцев из Екатеринбурга. Придумал автоматический сурдопереводчик для глухих и слабослышащих. Начинал презентацию не с изобретения, а с вопроса: «Вы знаете, что в мире 360 миллионов людей плохо слышат или не слышат совсем?». Вот стольким людям сложно сделать самые простые вещи - объяснить в кафе, что тебе булочку не с курагой, а с изюмом. Да, сейчас можно на смартфоне написать текст и программа озвучит, но это не очень удобно. Даниил придумал браслет, который реагирует на язык жестов и автоматически переводит его в звуковую речь на смартфоне. Казанцев назвал систему «Миелофон», как штуковину из детского советского х/ф «Гостья из будущего». Просчитал, во сколько обойдется изготовление, сколько может стоить на рынке, заручился поддержкой Всероссийского общества глухих.

Если отталкиваться не от ноу-хау, а от людей, которым оно понадобится, - продвигать не так и сложно. Всяко проще, чем изобрести.

Кстати, все работы можно увидеть сегодня в «Точке кипения» (пр. Медиков, 3, лит. А), только пройдите бесплатную регистрацию на https://baltkonkurs.ru/pip/

#конкурс #инженеры #изобретение

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 020 (6618) от 05.02.2020 под заголовком «Застрять в лифте с инвестором».


Комментарии