Заповедник истории у канала: почему стоит посетить Дмитров?
Главным ансамблем города Дмитрова Московской области можно без сомнения признать кремль. Сегодня он не только туристический объект — в нем и рядом с ним проходят главные городские события, в том числе и новогодние праздники. Но путешественников могут привлечь и другие местные достопримечательности, в числе которых Борисоглебский монастырь и мост через канал имени Москвы.
От вокзального комплекса веет патриархальностью уездного города./ФОТО автора
Начнем с того, что в Петербурге с 1857 года есть топонимическое напоминание о Дмитрове — Дмитровский переулок невдалеке от Владимирской площади. Не раз приходилось слышать диковинное ударение: обитатели переулка говорят почему‑то ДмитрОвский. Хотя верно — ДмИтровский. Ведь город под Москвой был назван в честь святого великомученика Димитрия Солунского, небесного покровителя рожденного в нем Всеволода Большое Гнездо — сына основателя селения князя Юрия Долгорукого.
Где искать Швамбранию? Небольшой городок на Волге может погрузить в историю и отправить в космосДмитров был укрепленным пунктом на западной окраине Владимиро-Суздальской земли. С XII века в центре города сохраняется кремль. Правда, уже не в первоначальном виде. Поскольку крепость была дерево-земляной, то сохранились только валы — деревянные укрепления были сожжены во время Смуты и больше не восстанавливались. О том, какими они были, дают представление Никольские ворота, воссозданные в 2004 году и выходящие к главной площади. Любопытно, что они тоже успели сгореть, причем дважды: нынешний вариант датируется уже 2010 годом.
Главным в Дмитровском кремле считается Успенский собор, сооруженный в первой половине XVI века. С того времени сохраняется его основной куб. А вот периметральные приделы и девять глав относятся уже к XIX столетию. Собственно, тогда же появились и другие строения внутри укреплений, в том числе присутственные места, тюрьма и дворянское собрание. Валы сохраняют свою историческую форму, но прорезаны многочисленными тропками. Здесь со стежками бороться не принято: никаких ограждений нет, и люди массово вскарабкиваются по склонам. А еще прямо у валов устроена детская площадка с качелями-гнездом — будто аллюзия на великого князя.

От детской площадки идет улица Лиры Никольской. Бывшая 2‑я Борисоглебская, она связывает кремль с Борисоглебским монастырем. Самое старое здание обители — Борисоглебский собор, возведенный в XVI веке почти одновременно с кремлевским Успенским. Чуть более поздние — монастырские каменные стены с надвратной Никольской церковью и братскими кельями. Однако их белокаменная архитектура оказывает более значимое влияние на городскую застройку, формируя облик Большевистской улицы.
У этой магистрали советское не только название, но и время создания. Она появилась параллельно со строительством канала Москва — Волга (ныне канал имени Москвы) в 1932 – 1937 годах. Масштабная застройка восточных окраин Дмитрова деревянными двухэтажными домами потребовалась для заселения в них инженерно-строительного состава. Сам же монастырь отдали под Дмитлаг НКВД — отделение ГУЛАГа для сооружения канала. Водоток был необходим столице, чтобы справиться с нехваткой питьевой и технической воды, а уже потом — для транспортных нужд. Канал шириной под сто метров стал главной водной артерией Дмитрова — на берегах устроили зеленые зоны.
Самый интересный вид на канал открывается с единственного в Дмитрове моста через него — Рогачевского. Он имеет запоминающуюся конструкцию в виде металлической арки, слегка похожей на наш Большеохтинский мост. Сегодня на переправе постоянная пробка: дорога двухполосная, при этом только по ней можно выбраться из центра города на запад в сторону Клина, по ней же проходит основной путь в Москву. Но это положение дел скоро исправят. В 2025 году началась подготовка к реконструкции: на смену старому мосту придет новый, четырехполосный. Попутно ликвидируют и переезд через Савеловскую железнодорожную линию, на его месте появится путепровод. Власти обещают заметное изменение улично-дорожной сети на обоих берегах.

Комплекс станции Дмитров упомянутой Савеловской ветки пока не тронут. Хотя выглядит он не совсем по‑городскому: дореволюционный одноэтажный вокзал кажется крохотным для 63‑тысячного окружного центра. В нем нет даже зала ожидания — он, по словам дмитровчан, был урезан, когда устанавливали турникеты. Сама станция узловая: с нее можно попасть не только в Москву и Кимры Тверской области, но и во владимирский Александров. Привокзальная площадь имеет облик, характерный для поселков городского типа: окружена двухэтажками элементарной архитектуры, а в центре разбит простенький скверик с диагональными мощеными дорожками. Сквер связывает вокзал с круглой площадью, в центре которой в 2008 году был установлен памятник Димитрию Солунскому.
Читайте также:
Республика Коми: край суровых просторов, древних легенд и каменных великанов
«Квадраты» выйдут из тени: Ленобласть подключилась к эксперименту по легализации гостевых домов
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 163 (7985) от 04.09.2025 под заголовком «Гнездо на канале».




Комментарии