Забота о внешности. Как будет развиваться индустрия красоты в условиях санкций?
На фоне кризиса забота о собственной внешности уходит на второй план. Многие петербурженки отложили походы в салоны даже накануне 8-го Марта, а выделенные на прическу и макияж деньги потратили на покупку впрок косметики и парфюмерии иностранных брендов. Неужели салоны красоты останутся без работы, а витрины магазинов косметики и парфюмерии опустеют?
Фото Артема ГЕОДАКЯНА/ТАСС
Успокоительная терапия
Нынешняя весна в этой сфере начинается без привычного ажиотажа. У людей нет настроения, да и деньги они сейчас лишний раз тратить не хотят. Владельцы заведений пытаются хоть как‑то сгладить ситуацию.
«Чтобы не шокировать клиентов и не отбить у них желание посещать наше заведение, мы пока держим цены, даже в ущерб себе. Но уже понятно, что в перспективе ценник придется переписывать», — делится владелица петербургского салона красоты Ирина Черкашина.
«Наша директриса успела закупить материала по максимуму, склад забила до потолка, на 8 — 9 месяцев хватит точно, — говорит парикмахер-модельер Наталья Ильина. — Цены на услуги увеличивать не будем, пока нам не поднимут аренду. Сейчас, наоборот, делаем постоянным клиентам символические скидки 100 — 200 рублей в качестве успокоительной терапии».
«Цены на стрижки мы пока не поднимали, а вот на окрашивание уже повысили, — вздыхает администратор салона красоты Калининского района Анна Черкашина. — Теперь стандартная окраска волос, которая раньше стоила 4500 рублей, у нас стоит 5600. Хотя, по сути, надо поднимать в два раза».
Основная причина роста цен в том, что профессиональная косметика резко подорожала. На 30 — 40% подняли цены официальные представители зарубежных брендов (Wella, Londa, Matrix, L’Oreal, Sebastian, Nioxin). Из отечественных производителей отличился известный петербургский производитель краски для волос Estel «Юникосметик» — сначала поднял цены на свою продукцию на 50%, а через пару дней передумал и сообщил, что цены поднимаются только на 20%.
Резкий рост цены на косметику и парфюмерию произошел после того, как многие зарубежные бренды объявили об уходе с нашего рынка. Между тем, по данным агентства INFOLine, на российском розничном рынке доля импортной продукции в косметике составляет 50%, а в парфюмерии — 70%. Естественно, резкое сокращение предложения нарушило баланс на рынке.
Ко всему этому добавился и ажиотаж. Владельцы салонов бросились опустошать склады своих поставщиков, а рядовые потребители — витрины магазинов. В результате за первые две недели марта в России купили 4,6 млн единиц парфюмерной продукции более чем на десять миллиардов рублей. Это на 48% превышает объем за аналогичный период прошлого года и на 55% — за февраль 2022 года.
Сейчас витрины магазинов косметики и парфюмерии выглядят грустно. Постепенно исчезающие флакончики и баночки от Chanel, Dior, Dolce & Gabbana, Gucci, Givenchy, Kenzo, Guerlain, LUSH, заявивших о вероятном прекращении поставок в РФ своей продукции, украшены этикетками с «космическими» ценами.
Блокады не будет?
Тем не менее, по прогнозам большинства аналитиков, глобальная косметическая блокада нам не грозит. Этот рынок отличается высокой конкуренцией, и выпавшие позиции, скорее всего, будут оперативно замещены, в том числе отечественной продукцией. Другое дело, что практически все российские производители используют импортное сырье, компоненты и упаковку. Поэтому главная задача отрасли сейчас — максимальное импортозамещение. Минимальный срок, за который возможно найти новых поставщиков и протестировать продукты, составляет примерно полгода. Кроме того, нужно время для разработки логистических цепочек.
С этой точки зрения сегодня активно исследуется тема уже полюбившейся россиянам корейской и израильской косметики. В перспективе российские потребители ознакомятся с китайской и японской продукцией.
Тот же «Юникосметик» уже заключил контракты с китайскими поставщиками. Есть варианты сотрудничества с Южной Кореей. Кроме того, на данном этапе компания приостанавливает свои экспортные поставки в Европу, перенаправляя эту продукцию российским потребителям. За год на предприятии производят более 110 миллионов упаковок шампуня, бальзамов, гелей для душа и красок для волос. При этом у фабрики есть возможность увеличить производство втрое. Что касается европейского сырья, на котором фабрика работает сейчас, то на первое время запасов хватит, чтобы обеспечить потребителей не только России, но и стран СНГ.
В целом производство декоративной косметики в России находится на посредственном уровне, а вот так называемая уходовая косметика в стране есть и даже активно идет (или шла?) на экспорт. Но россияне в отличие от зарубежных потребителей с ней практически не знакомы.
В качестве примера можно привести производственную компанию «Гиттин», которая уже почти двадцать лет производит натуральную косметику, перерабатывая гиттиевые глины месторождения Сестрорецкое. На предприятии производят лечебные грязи и маски, натуральное мыло и масла по собственным рецептурам и технологиям на основе природного сырья и растительных компонентов, в том числе отечественного происхождения (масла хвойных растений, лечебные грязи, минеральные воды, водоросли ламинария и фукус с Белого моря). Кроме того, специалисты компании разработали кремовую платформу, благодаря чему кремы уверенно конкурируют по качеству и эффективности с самыми дорогими импортными брендами.
В списке петербургских производителей Levrana, Laboratorium, Green Era, независимый бренд веганской косметики с производством и лабораторией разработок «Самосвет». Также в городе на Неве производят часть собственных торговых марок сети «Рив Гош» (Eva Mosaic, «Гурмандиз»). Теперь производство СТМ будет увеличено.
Из крупных фабрик, кроме «Юникосметик», выделяется производитель краски для волос «Ирида-Нева», которая первой в России разработала, произвела и вывела на рынок оттеночные шампуни и бальзамы без аммиака и перекиси водорода.
Заслуживает внимания и продукция московских производителей — «Кора», Aravia, Mixit. В разгар косметически-парфюмерной паники в Сети появились слухи о том, что в Москве останавливает косметическое производство Faberlic, на что компания ответила официальным обращением:
«Сейчас против России введены очень серьезные санкции. Дефициты, отсутствие некоторых товаров, повышение цен — все это уже началось, но будет носить временный характер, потому что такую большую страну, как Россия, изолировать от мира невозможно. В этой ситуации многие иностранные бренды покидают российский рынок и распродают свою продукцию. Мы — российская компания, поэтому будем защищать свое производство и занимать места тех, кто покидает рынок… Производство и лаборатория продолжают работать. Более того, мы переходим в более интенсивный режим. Начинают идти новые поставки сырья и комплектующих по новым логистическим маршрутам».
Достаточно уверенно чувствует себя и российская парфюмерно-косметическая сеть «Л’Этуаль», у которой есть собственное производство и лаборатории для разработки продукции. В этом году компания собирается открывать новые магазины и расширять товарный ассортимент. На стратегически важные продукты собственных торговых марок (например, тушь и тональные средства) сеть обещает сдерживать цены.
Уходя — не уходи
Пока отечественные производства перестраиваются в режим максимальной мобилизации, их заморские коллеги мечутся из крайности в крайность. Несмотря на решение французской компании L’Oreal о временном закрытии в России своих магазинов, она пока сохранила производство краски для волос, шампуня и средств личной гигиены на заводе в Калужской области.
В начале марта европейский офис британо-нидерландской компании Unilever (Dove, Axe, Rexona, «Чистая линия», «Черный жемчуг», «Лесной бальзам» и др.) заявлял о приостановлении работы в России. Затем прошла информация «об изменении в ассортименте из‑за сокращения импорта сырья и упаковочных материалов». Как именно будет пересмотрен ассортимент, в компании не уточнили. Однако подчеркнули, что заводы в Екатеринбурге, Омске, Петербурге и Туле товары выпускать продолжат.
Продолжат работать в России американские компании Mary Kay и Avon. Руководство Avon рассматривало вопрос о переносе производства из Московской области в Польшу, но в итоге было принято решение, что это невыгодно.
Не опускать руки
В заключение вернемся с производственных «горячих точек» в салоны красоты и попробуем спрогнозировать, что их ждет в ближайшей перспективе.
«Специфика бьюти-индустрии в том, что салоны красоты не могут похвастать высокой рентабельностью, — констатирует общественный омбудсмен Ассоциации предпринимателей индустрии красоты Лялья Садыкова. — Особенно сложно сейчас небольшим клиникам и салонам, а также частным мастерам, которые работают на дому или в бьюти-коворкинге. Ведь у них даже не было возможности закупиться косметикой и расходными материалами впрок до повышения цен. В ближайшей перспективе индустрию ждет очередная волна закрытий и увольнений. Ранее пандемия уже загнала часть мастеров в квартиры, сейчас туда отправится очередная партия. Но если стрижка, сделанная подпольно, может лишь испортить настроение, то косметическая процедура — нанести вред здоровью».
Впрочем, как бы то ни было, на сегодняшний день в Петербурге работает более 7000 салонов красоты, 5000 парикмахерских, около 500 барбершопов. Уж кто‑то из них наверняка останется.
«Нужно верить в себя и очень любить свою работу и клиентов и ни при каких условиях не опускать руки», — уверена парикмахер-модельер Наталья Баскова. А в качестве мотивации она привела исторический факт о героической парикмахерской № 9, которая продолжала работать даже во время блокады Ленинграда. Воду тогда носили в ведрах из проруби и воронок от бомб, грели ее на керосинках. Лак для волос изготавливали, смешивая мебельный лак, одеколон и цветной полировочный лак. При этом мастерская никогда не пустовала. А сейчас по сравнению с теми временами в индустрии, можно сказать, тепличные условия.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 59 (7142) от 04.04.2022 под заголовком «Выживающая красота».





Комментарии