Южнокорейский «недопереворот». Как Сеул дошёл до серьезного политического кризиса?

Южная Корея, которая считалась чуть ли не образцом западной демократии на Азиатском континенте, неожиданно и неприятно удивила все мировое сообщество. Сначала президент страны ввел военное положение, затем парламент заблокировал это решение, после чего депутаты от оппозиции, у которых в парламенте большинство, внесли законопроект об импичменте главе государства, который, правда, не прошел.

Южнокорейский «недопереворот». Как Сеул дошёл до серьезного политического кризиса? | ФОТО aboodi vesakaran on Unsplash

ФОТО aboodi vesakaran on Unsplash

Политическая катавасия началась поздним вечером 3 декабря, когда президент Южной Кореи Юн Сок Ель выступил с экстренным обращением. Он объявил о введении военного положения (впервые с 1979 года) и назвал его необходимой мерой для защиты конституционного порядка от «коммунистических сил» и угроз, якобы исходящих от КНДР. Президент упомянул и «антигосударственные элементы», которые, по его словам, необходимо «искоренить». Затем Юн Сок Ель уточнил, что под «антигосударственными элементами» подразумевает оппозицию — она, мол, «парализует работу государства», пытаясь объявить импичмент высокопоставленным чиновникам, в том числе министру внутренних дел и министру обороны.

Ответственным за реализацию указа о военном положении был назначен начальник штаба сухопутных войск генерал Пак Ан Су. Он разъяснил детали: согласно документу, запрещается вся политическая деятельность (в том числе работа парламента), любые митинги и забастовки; СМИ на время действия военного положения переходят под контроль военных, запрещается «распространение фейковых новостей, манипуляция общественным мнением и ложная пропаганда». При этом южнокорейские СМИ продолжали прямую трансляцию с улиц и из здания парламента — национального соб­рания, а депутаты, игнорируя запрет, пытались прорваться на рабочие места.

Обвинения, предъявляемые президентом оппозиции, не случайны и вытекают из той политической ситуации, которая сложилась в стране в последнее время. Причина в том, что президент представляет консервативную партию «Сила народа», а большинство в парламенте принадлежит противостоящей ей Демократической партии («Тобуро»). Как известно, в апреле в стране прошли очередные парламентские выборы, которые расценивались как своеобразный референдум о доверии президенту, и его партия рассчитывала получить большинство. Однако «Тобуро» не только сохранила контроль над однопалатным парламентом, но и нарастила свой отрыв до максимального уровня с конца 1980‑х годов. Такой исход выборов значительно ослабил позиции Юна, который и так был избран на пост главы государства с минимальным перевесом за всю историю страны — около 0,7 %. Однако оппозиция не преодолела рубеж в две трети мандатов, позволяющий ей проводить ветированные президентом законопроекты и осуществить его импичмент.

«К настоящему моменту национальное собрание инициировало 22 ходатайства об импичменте правительственных чиновников с момента формирования нашего правительства и в данное время рассматривает вопрос об импичменте уже десятого чиновника с момента начала работы национального собрания 22‑го созыва в июне», — заявил Юн 3 декабря. Речь идет, в частности, о председателе комитета по аудиту и инспекциям Чхве Чжэ Хэ и трех прокурорах, вовлеченных в скандал вокруг первой леди Ким Кон Хи, которую обвиняют в манипуляциях с ценами на акции Deutsch Motors, автодилера BMW в Корее, в период с 2009‑го по 2012 год. Юн назвал сложившуюся ситуацию беспрецедентной для республики и не имеющей аналогов ни в одной другой стране.

На минувшей неделе противоречия между правительством и парламентом усугубились ­после того, как «Тобуро» отказалась принимать бюджет на 2025‑й финансовый год в предложенном Юном объеме — 677,4 трлн вон ($ 483 млрд), сократив ассигнования на 4,1 трлн. 2 декабря спикер парламента приостановил голосование по бюджету и призвал обе стороны прийти к компромиссу до 10 декабря. В своем обращении Юн обвинил «законодательную диктатуру» Демократической партии в том, что она использует бюджетный процесс в качестве политического инструмента.

На экстренном заседании в ночь на 4 декабря — всего через 150 минут после обращения Юна — находившиеся в парламенте 190 депутатов проголосовали за то, чтобы потребовать от президента немедленно отменить военное положение. Хан заявил, что с этого момента объявленное президентом военное положение утратило свою силу. Спикер национального собрания сообщил, что все солдаты, проникнувшие в здание парламента, его покинули.

Какими соображениями руководствовался президент впоследствии, сказать трудно, но всего через пять с половиной часов после своего обращения к нации он объявил, что примет решение парламента и отменит военное положение на заседании правительства. Собрав кворум, кабмин Южной Кореи отменил военное положение, а созданное для него командование было расформировано.

«Введение в Южной Корее военного положения — это попытка президента устроить государственный переворот для того, чтобы спасти свою пятую точку. У Юн Сок Еля очень низкий рейтинг, в народе растет возмущение действиями не только президента, но и его супруги и всей команды. В этой ситуации есть реальная угроза того, что парламент может объявить президенту импичмент», — отметил Ким Ен Ун, ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН. Слова президента про угрозы «северокорейских коммунистических сил» эксперт назвал стандартными. «Юн Сок Ель не один раз высказывался о том, что в стране есть сторонники идеи чучхе, вредящие государству и намеревающиеся устроить смуту», — добавил эксперт.

Эту точку зрения в целом разделяет заведующий отделом Кореи и Монголии Института востоковедения РАН Александр Воронцов. В стране, по его словам, накопилось много претензий к главе государства, поэтому ему может грозить импичмент. «Там к нему масса претензий. У него очень низкий рейтинг, порядка 20 %. Причем в основном какой‑то рейтинг держится в сельской местности, жители которой консервативно настроены, более традиционно. А в крупных городах, в том же Сеуле, рейтинг вообще на уровне 10 %. То есть даже правоконсервативные силы, консерваторы, которые за него голосовали, сейчас об этом очень сильно сожалеют», — говорит эксперт.

По его словам, также есть претензии к Юн Сок Елю в плане экономики и политики. Вокруг президента Южной Кореи много и коррупционных скандалов. Часть из них связана с его женой. «Оппозиция считает, что она руководит мужем, в том числе в сфере назначения на ключевые посты государственных служащих, исходя из своих личных интересов. Ведутся расследования по поводу деятельности жены, коррупционной составляющей», — добавил эксперт. Воронцов полагает, что утверждения о симпатиях парламента к Северной Корее смехотворны. По словам аналитика, выборы в национальное собрание были законными, поэтому назвать его угрозой демократии нельзя. «То есть это опасение за свою собственную судьбу и карьеру», — заключил эксперт.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ 

В парламенте Южной Кореи не хватило нужного числа голосов для вынесения импичмента президенту Юн Сок Елю. Для импичмента требовалось 200 из 300 согласий. 108 депутатов из общего числа — члены правящей партии, а остальные — оппозиция. Из партии президента Юна только трое проголосовали за импичмент, и в итоге для его вынесения не хватило пяти голосов. При этом прокуратура Республики Корея присвоила президенту Юн Сок Елю статус подозреваемого по делу о мятеже против государственного строя. Об этом сообщило агентство Yonhap.

Читайте также:

Отказ от французского «зонтика»: ещё одна страна Африки решила прекратить оборонное сотрудничество с бывшей метрополией

Уругвай качнуло влево. Что показали президентские выборы в этой южноамериканской стране


#Южная Корея #политика #парламент

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 232 (7808) от 08.12.2024 под заголовком «Южнокорейский «недопереворот»».


Комментарии