Вестник производства: якорь на Балтике

Судьба завода по выпуску сжиженного природного газа (СПГ), который должен появиться в порту «Усть-Луга» на территории Ленобласти, остается нерешенной. Хотя, казалось бы, проект «Балтийский СПГ» имеет одни плюсы: и магистральный газопровод под боком, и до европейского рынка рукой подать.

Вестник производства: якорь на Балтике | Иллюстрация legon/shutterstock.com

Иллюстрация legon/shutterstock.com

Производство СПГ. Больше двух лет назад газовый монополист и концерн «Шелл» условились построить завод в Усть-Луге сообща. Однако к созданию его технологической концепции договорились приступить лишь недавно, на VIII Петербургском международном газовом форуме (ПМГФ). Концепция потребовалась для предпроектных исследований, после которых ожидается принятие основных инвестиционных решений.

Ресурсная база. Первую в России цифровую модель залежей сланцевой нефти (ачимовской толщи, пластов в нижней части меловых отложений) разработал научно-технический центр «Газпром нефти». Электронный двойник этих трудноизвлекаемых запасов был создан на основе огромного массива геологических данных, а обработать его специалисты смогли, применив собственные компьютерные алгоритмы.

Такая модель необходима для принятия стратегически важных решений по разработке сложно построенных залежей. Она уже помогла выявить десять наиболее богатых участков, ресурсный потенциал которых оценивается в 34,4 млрд тонн жидких углеводородов.

Освоение Арктики. Предприятия газодобычи, расположенные в Заполярье, обеспечивают около 27% от общего объема добываемого сырья, и эта доля может заметно вырасти. На Западно-Мессояхском месторождении геологи открыли недавно мощную газонефтяную залежь с запасами около 85 млн тонн. А это означает, что группа участков, которые находятся на Ямале в районе Тазовской губы, при пике добычи даст не 6,1 млн тонн нефти в год, а значительно больше.

Бункеровка. Петербургский глубоководный порт «Бронка», расположенный на южном берегу Финского залива недалеко от города Ломоносова, поможет «продвинутым» судовладельцам получать в качестве топлива сжиженный газ. Компания «Феникс», оператор порта, договорилась о такой совместной работе с одной из газпромовских «дочек», занимающейся его поставками, на ПМГФ-2018.

Для бункеровки морских и речных судов на территории этого перегрузочного морского комплекса, введенного в эксплуатацию три года назад, потребуется построить производственную и сбытовую инфраструктуру. А заодно газовики станут обеспечивать работающий в порту автомобильный транспорт газомоторным топливом. во всяком случае такую техническую возможность они обещают проработать в ближайшее время.

Инфраструктура. Разговоры о финансовой несостоятельности проекта «Северный поток-2» лишены оснований, заявляют его участники. Около 70% капитальных затрат по строительству этого газопровода обеспечено средствами. Зарубежные компании, вовлеченные в данный международный проект стоимостью 9,5 млрд евро, выполняют свои обязательства.

Между тем судно Audacia приступило к трубоукладочным работам на германском морском участке второго «коридора» газового потока. Ему предстоит уложить 38 км трубы. Действующее с ним в паре специализированное судно Castoro Dieci выполняет такие же операции на мелководье. Специалисты считают, что справятся с этой задачей до конца текущего года. Что же касается российского участка, охватывающего территорию Кургальского заказника в 47-м регионе, подготовительные работы там оператор проекта Nord Stream 2 ведет с конца августа.

Электроэнергетика. Смонтированы две самые высокие в России опоры линии электропередачи (по 112 метров), символизирующие балтийские ворота в Калининградскую область.

#производство #добыча #ресурсы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 217 (6326) от 21.11.2018 под заголовком «Якорь на Балтике».


Комментарии