Яичный ценопад. Действительно ли птицеводы решили остановить производство?

Птицеводы пригрозили остановить производство, отправив кур-несушек на забой. Причина: нехватка кормов и удорожание производства. Угрозу озвучили СМИ, и понеслось: «Куриный апокалипсис повлечет за собой дефицит яиц!»; «Одна из ведущих отраслей нашего сельского хозяйства снова оказалась на грани кризиса»… В общем, как в той поговорке: «Одна врала, вторая не разобрала, третья по‑своему переврала».

Яичный ценопад. Действительно ли птицеводы решили остановить производство? | РИСУНОК Михаила ЛАРИЧЕВА

РИСУНОК Михаила ЛАРИЧЕВА

Как сложился дисбаланс

Собственно в исходном сообщении вранья не было. Просто одна не очень большая краснодарская птицефабрика, не так давно потерявшая поголовье из‑за птичьего гриппа, попала в зависимость от кредиторов, производящих комбикорм. Сейчас такие ситуации чаще всего разруливаются «полюбовно». Но кто же откажется, говоря современным молодежным сленгом, лишний раз похайпить — поднять шумиху, подстегнуть интерес общественности и, в частности, намекнуть на грядущий дефицит яиц?

Конечно, вряд ли он случится из‑за небольшой птицефабрики с поголовьем около полутора сотен тысяч птичек. Сравним: на наших «Синявинской» и «Роскаре» — на каждой! — около 6 миллионов. Птичку, конечно, в любом случае жалко, но жизнь есть жизнь: и на фабриках-гигантах отслуживших свой век несушек (а он небольшой — всего‑то полтора-два года) отправляют на забой и далее на переработку. Тут же поголовье пополняется молодыми особями.

Тем не менее одно из информ­агентств, как видим, уже льет слезу над всей отраслью птицеводства… Любопытно, что отраслевые птицеводческие союзы России утверждения о кризисе не подтверждают. Хотя согласны с тем, что в текущий момент некоторые «неудобные» для птицеводов обстоятельства все‑таки имеются. Вернее, одно обстоятельство: невысокие отпускные цены на куриные яйца.

Все летние месяцы этот продукт дешевел со скоростью очень ощутимой — и в опте, и в рознице. По подсчетам специалистов из Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), стоимость куриных яиц с начала нынешнего года снизилась на 36,5 %. Сегодня средняя по России цена десятка — 63 рубля. Яйца второй категории (в товароведении — С2) от отдельных производителей продают по 32 – 36 рублей за десяток, а яйца третьей категории (С3, «столовое мелкое») в сетевых петербургских магазинах можно приоб­рести по 30 и даже по 20 (!) рублей за десяток.

Совсем иная, но очень памятная обывателю картина с ценами была два года назад.

Тогда цены на яйца, а заодно и на куриное мясо галопом скакали вверх. Да, сказался птичий грипп, но главными причинами происходящего стали растущие цены на необходимые отрасли медикаменты и оборудование, дефицит рабочей силы и аппетиты торговых сетей (наценка на этот товар была практически не­контролируемой).

В ответ правительство России обнулило импортные пошлины на ввоз пищевого куриного яйца, одновременно предоставив ряд преференций отечественным производителям. Это помогло выправить ситуацию — в прошлом году наши птицефабрики произвели 46,7 миллиарда штук яиц, что на 1,2 % больше, чем годом ранее — и в конечном итоге сбить цены. В начале нынешнего года средняя стоимость десятка куриных яиц в торговой рознице была зафиксирована на отметке 128 рублей 52 копейки.

И вдруг такой ранее не виданный «ценопад»… В связи с увеличением предложения на рынке сложился дисбаланс. Он‑то и заставил производителей реализовывать продукцию по себестоимости и даже дешевле. Однако к осени, прогнозируют эксперты, цены снова должны пойти вверх и к октябрю зафиксироваться на отметках 90 – 110 рублей за десяток.

Молочка без лактозы

«В нынешнем сезоне молочные предприятия увеличат выпуск безлактозной продукции», — прог­нозируют эксперты. Правда, на сколько именно — пока непонятно. Одни говорят на 15 %, другие — на 20 %, третьи… «даешь больше!». Мы гадать на безлактозной гуще не будем, просто поверим, исходя из прошлогодних сто раз перепроверенных показателей.

Итак, в 2024 году рост продаж безлактозного молока составил 63 % в денежном и 55 % в натуральном выражении. Показатели, конечно, впечатляют. Но по большому счету доля «безлактозки» на общем молочном рынке еще не так велика: на нее в прошлом году пришлось 1,9 и 1,2 % розничных продаж — в денежном и натуральном выражении, соответственно. Однако всего три года назад эти показатели недотягивали и до 1 %.

Так что, согласимся, годовой рост весьма приличный. Причем на фоне достаточно высоких цен (на 20 – 25 % выше, чем на обычную молочку).

Великий ученый академик Иван Петрович Павлов назвал живое молоко «идеальной пищей, созданной самой природой». Для организма молочный сахар, или лактоза, — это источник энергии. Она помогает усваивать кальций и другие микроэлементы; поддерживает здоровую флору в кишечнике; важна для здоровья наших мозговых извилин и нервной системы, а также для их развития в раннем возрасте. Поэтому если обычное молоко хорошо усваивается, то отказываться от него не стоит. Но что поделать, если при всей своей полезности «идеал» подходит не всякому едоку?

Как известно, организм расщеп­ляет лактозу на глюкозу и галактозу. Отвечает за это специальный пищеварительный фермент — лактаза. Если организм вырабатывает его недостаточно, то лактоза, попав в кишечник без расщепления, вызывает там «бурю эмоций» у бактерий, которые начинают ею питаться. В результате у кого‑то, в основном у детей, на лактозу возникает аллергия, а кто‑то ее просто не переносит. Статистика утверждает, что непереносимостью лактозы в разной степени страдают 18 – 20 % населения России. Впрочем, есть и другие данные, увеличивающие количество проблемных едоков до 28 %. Дело в том, что многие люди, не страдавшие недугом в детстве и юности, приобретают подобные симп­томы с возрастом.

Первые доступные версии безлактозного молока появились в мире в 1978 году. Но потребовалось почти двадцать лет, чтобы, расширив ассортимент, добавить к молоку безлактозные сметану, йогурты, сыры, мороженое и другие продукты.

В России безлактозное молоко производили еще в советские годы, но небольшим объемом и реализовывали только «по медицинским показателям», в основном для детей. Потом в страну пошел импорт. Под памятное продовольственное эмбарго 2014 года эта продукция не попала, но отправлять в Россию только ограниченный безлактозный ассортимент крупным иностранным поставщикам стало невыгодно. Тогда ее выпуск начали осваивать отечественные производители, и сегодня на прилавках мы видим результат.

«Хитрые» 100 грамм

У торговли много разных уловок, направленных на увеличение продаж, но при этом вводящих покупателей в заблуждение. Например, манипуляции с ценниками, где указывают некую сумму «до» и рядом новую «по акции», создавая у покупателя иллюзию выгодного приобретения. Или размещение товаров по принципу «золотого треугольника», когда самый востребованный помещают в дальний угол, чтобы клиент обошел все пространство магазина.

Нередко супермаркеты создают «иллюзию дефицита», оставляя на полке всего несколько единиц продукции, чтобы припугнуть покупателя тем, что она «вот-вот закончится», хотя на складе ее выше крыши. Ну и слишком большие тележки — из того же репертуара: полупустые они вызывают у покупателей дискомфорт, и те подсознательно стараются их заполнить…

В Госдуме посчитали несуразицей и тот факт, что многие торговые сети крупным шрифтом указывают цену за условные 100 граммов, тогда как стоимость целой упаковки (например, пачки печенья или крупы) указана мелким шрифтом либо вообще отсутствует на ценнике. Правомерность таких действий Госдума официально попросила проверить Роспотребнадзор и Федеральную антимонопольную службу.

В обращении подчеркивается, что подобный подход к це­нообразованию нарушает принципы прозрачности и затрудняет объективное сравнение стоимости товаров, особенно когда на одних полках представлена продукция с разной фасовкой. В идеале ценники должны одновременно отображать и цену за упаковку, и стоимость товара за килограмм или литр.

Тут нелишним будет припомнить, что еще летом позапрошлого (!) года появился законопроект «О внесении изменений в статью 10 закона РФ «О защите прав ­потребителей». Он предлагал обязать торговые сети и магазины указывать цену за единицу измерения товара — за 1 килограмм или за 1 литр. Законопроект получил положительный отзыв правового управления Госдумы, был рекомендован к рассмотрению. И… залег в долгий ящик.

photo_5244816626979828167_y.jpg

Читайте также:

Как развиваются сервисы доставки еды в России?

Летом спрос на продукты для готовки на шампурах и гриле вырос в три раза


#рынок #яйца #продукты

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 145 (7967) от 11.08.2025 под заголовком «Яичный «ценопад»».


Комментарии