Ягодное наваждение. Как развивается рынок клубники в России?

Лето бывает знойным или умеренно теплым, солнечным или дождливым… Но вне зависимости от погодного расклада оно всегда ягодное. «Пахнет лето ягодою спелой…» — уводит в светлую лирику поэт. Как думаете, о какой ягоде речь? Скорее всего, о клубничке-земляничке он вспоминает, про «царицу лета» песнь поет.

Ягодное наваждение. Как развивается рынок клубники в России? | Так выглядела земляника до того, как стать селекционной крупноплодной клубникой. Облик ее донес до потомков Себастьян Штоскопф, один из крупнейших немецких мастеров натюрморта первой половины XVII века./Репродукция. Фото автора

Так выглядела земляника до того, как стать селекционной крупноплодной клубникой. Облик ее донес до потомков Себастьян Штоскопф, один из крупнейших немецких мастеров натюрморта первой половины XVII века./Репродукция. Фото автора

Ягода по графику

На наших садово-огородных плантациях «царица» созреет еще не скоро. Но в смог мегаполиса клубничный аромат уже ворвался: сладкая ягода — привет благодатного юга! — в продаже.

Обычно массовый «заезд» клубники в наши края начинался еще в апреле. Товар был импортным и следовал в четкой очередности. До введения Россией в 2014 году продовольственных санкций самой первой к нам приезжала испанская тепличная клубника, за ней — турецкая. Потом наступало время греческой, и это была самая первая ягода из выращенных в открытом грунте. Потом к ягодному потоку подключались Египет, Польша, Сербия, Азербайджан.

В последние же семь лет основными дальнезарубежными поставщиками оставались Турция, Египет и Сербия. Кроме того, появлялась ягода из Йемена. Традиционными ближнезарубежными поставщиками были и есть Азербайджан, Армения, Узбекистан, Абхазия. Однако больше всего — около трети клубничного импорта — приходится на Белоруссию. Эта страна не только сумела развить свою ягодную отрасль, но и оказалась удобной перевалочной базой для клубники из иных государств.

В нынешнем сезоне «иные государства» во вред своим же ягодным фермерам скомандовали: «Товар в Россию не пущать!». Коснулось это распоряжение не только свежей ягоды, но и посадочного материала — рассады садовой земляники (так на профессиональном языке именуется ягода, в обиходе прозванная клубникой).

Основной объем (82 %) импортных поставок рассады приходится на страны Евросоюза. Прежде всего на Польшу, Нидерланды, Италию, Венгрию, Германию. Полный запрет на поставки начнет действовать с 10 июля. До этой даты возможен ввоз растений по дополнительным договорам или тем, которые были заключены ранее. Тут можно и удивиться: кому нужна такая ­щедрость, если сезон посадок давно уже закончился? Но дело в том, что рассада нужна крупным тепличным комплексам, ведущим круглогодичное производство ягоды на индустриальном уровне.

Таких хозяйств в России пока не так уж и много, но они есть. И новые строятся. В Тихорецком районе Краснодарского края, например, свой теплично-­ягодный комплекс возводит торговая сеть «Магнит». Под строительство ретейлер взял 16 гектаров земли. Из них 6 гектаров отводится под клубничные теплицы с искусственной системой досвечивания и прочими передовыми агронаворотами. Проектная мощность — 1,2 тысячи тонн клубники в год. На остальных 10 гектарах — уже в открытом грунте — будут выращивать голубику, без малого 100 тонн в год.

В последние дни мая Минсельхоз порадовал новостью: клубничный «объем» в России увеличился. В сельхозпредприятиях ягоды собрали на 26,6 % больше, чем в то же время в прошлом году. При этом в южных регионах к массовому сбору урожая только приступили.

Так что потихоньку, неспешно, но импорт замещаем. В этом процессе ягодным сельхозпредприятиям придется расширить площади под своими питомниками. Как это сделала соседка Белоруссия. Там нет проблем с собственным посадочным материалом. И свои плантации обеспечивают, и нашим ягодникам подбрасывают. В прошлом году оттуда доставили 5,3 миллиона штук рассады.

На своем огороде

В западных фирмах, занимающихся реализацией клубничной рассады, есть четкое ее разделение на сорта «для супермаркета» и сорта «для еды».

Клубника «для супермаркета» будет отличаться аппетитным внешним видом — отборными, крупными, яркой расцветки ягодами. Но при этом абсолютно пустым вкусом и отсутствием аромата. Однако именно эти сорта выбирают для товарного производства. Ведь у них кроме привлекательной внешности есть и парочка других важных преимуществ: ягода рано вызревает и сравнительно легко переносит транспортировку на длинные расстояния.

А что касается аромата, то еще лет десять назад появились технологии, которые «заставляют» клубнику пахнуть так, как и должна пахнуть летняя ягода, только что сорванная с грядки.

У земляники-клубники большая и очень интересная история длиною в тысячелетия. В глубокую древность мы забираться не станем, а вот в XV век на секундочку заглянем. Именно с тех пор лесная земляника известна как культурное растение.

Столетие спустя появилась культура клубники. Но ни лесная земляника, ни клубника не получили широкого распространения из‑за мелких ягод. Хотя до наших дней дошел один из приказов Петра I, датированный 1703 годом: «Из села Измайлова ­послать осенью в Азов кореньев всяких зелий, а особливо клубничного, и двух садовников, дабы оные размножить». Похоже плодовая «мелочь» клубники царя не смущала. Да иной пока и не было.

В 1714 году в Парижский ботанический сад из Чили завезли ранее неизвестный сорт земляники. Селекционеры начали скрещивать ее с уже существующим сортом виргинской земляники и через шесть лет достигли ошеломляющего результата: получили крупные плоды. Так и появилась крупноплодная садовая земляника. В обиходе — клубника.

Активно разводить и культивировать ее в России начали в XIX веке. Одним из самых первых культурных сортов была Виктория. Этим названием иногда «награждают» все сорта земляники/клубники. Поэтому на всякий случай запомним: если на рыночный лоток вывален клубничный товар с пометкой на ценнике «сорт Виктория» — это вовсе не значит, что так оно и есть на самом деле.

В общем и целом только на территории бывшего Советского Союза районировано больше сотни землянично-клубничных сортов, большинство из которых выведены еще советскими селекционерами. А всего в мире в агрообороте более двух тысяч сортов и гибридов садовой земляники.

Мировой рынок этой ягоды нынче оценивается в 4 миллиона тонн в год. Фактически треть его принадлежит промышленным плантациям США, которые выращивают около 1,3 миллиона тонн клубники для потребления в свежем виде. В число лидеров входят также Китай, Турция, Испания, Египет и Мексика.

Совокупный объем российского рынка в последние три года фиксировался на отметках 230 – 250 тысяч тонн свежих ягод в год. Тут и импортная клубника, и отечественная — выращенная как в товарных хозяйствах, так и в личных подсобных (ЛПХ вместе с дачными садово-огородными участками дают 90 – 95 % свежих ягод).

Выращиванием клубники довольно бойко занялись фермеры. В том числе в Ленинградской области. Своими грантами их поддержало правительство, подсчитавшее, что в среднем одно хозяйство на площади 3 гектара может вырастить от 15 до 20 тонн ягод в сезон. При хорошей погоде, разумеется.

Фиктивный бренд

Наблюдательные петербуржцы еще в середине мая заприметили клубничку, сопровождаемую уточнениями: «Краснодарская», «Крымская». Правда, в документы продавцов никто не заглядывал. Впрочем, даже если бы заглянули, вряд ли получили достоверную информацию о месте, где наливалась соком скороспелая «царица лета». «Колоссальный разброс и полное отсутствие совести» — так однажды охарактеризовал рынок майской клубники в Москве и Петербурге высокопоставленный чиновник Россельхознадзора.

Контролирующим организациям давно уже известно, что под «краснодарским» брендом может прятаться ягода из Турции. Эта страна отправляет продукцию морем. Порт прибытия — Новороссийск. Территориально — Краснодарский край. В итоге и получается… «краснодарская» ягода.

Что же касается якобы крымской клубники, то эксперты из Ягодного союза России предполагают, что это, скорее, маркетинговый ход, придуманный торговцами. Если и добирается до Северной столицы клубничка из Крыма, то в небольших объемах, частным порядком и с великим риском «раскиснуть» в дальней транспортировке.

В самом же Крыму, по рассказам коллег-журналистов, ранняя клубника — удовольствие дорогое. Местные ее практически не покупают, довольствуясь более дешевой импортной ягодой. Крымская же дорогая через дилерские сети отправляется в Симферополь, в Севастополь и на материк — в Сочи, Краснодар, Ростов-на-Дону, Москву и, как уже говорилось, в небольших объемах в Петербург.

Как только начинается массовый сбор урожая, своя ягода начинает дешеветь, и основной ее объем крымчане стараются продать не за тысячи километров, а дома или в крайнем случае в соседних регионах. Хотя и московский рынок остается в приоритетных. У крупных торговых сетей в столице есть распределительные центры. Туда свозят крымскую клубнику, и маркетинговые службы этих центров уже решают — куда дальше пристроить продукцию.

По такой же схеме работает и большинство поставщиков краснодарской клубники: сначала — Москва. И уж потом — регионы.


#ягоды #клубника #рынок #развитие

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 100 (7183) от 06.06.2022 под заголовком «Клубничное наваждение».


Комментарии