Взыскать долг необходимо, но при этом интересы должника приоритетны

12 трлн рублей — такая сумма долгов находилась в работе судебных приставов в 2023 году. Перед всеми профильными ведомствами, включая Минюст РФ, стоит задача найти оптимальную модель для развития исполнительного производства в России.

Взыскать долг необходимо, но при этом интересы должника приоритетны | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

«Должник, равно как и взыскатель, — это граждане либо организации, которые обладают равными правами с точки зрения Конституции. Наша задача — обеспечивать законные права обеих сторон. Нельзя делать крен в одну сторону и забывать о другой», — сказал первый заместитель министра юстиции РФ Евгений Забарчук на сессии Петербургского международного юридического форума.

Баланс интересов в исполнительном производстве, которое касается должника и взыскателя, зависит от многих факторов. В их числе: поведение, действия, бездействие и добросовестность заемщика. Все это может повлиять на меру воздействия на должника. Также важен и размер занятой суммы, так как некоторые меры возможны только при определенных денежных долгах перед кредитными организациями.

Главный финансовый уполномоченный по правам потребителей финансовых услуг Юрий Воронин рассказал, что сейчас Центральный банк РФ готовит законопроект, который сможет облегчить долю должника. «Необходимо обязать кредитные и микрофинансовые учреждения перед подачей в суд иска о взыскании просроченной задолженности предложить реструктуризацию», — считает он.

Серьезной проблемой является растущая нагрузка на сотрудников Федеральной службы судебных приставов. За последние годы она выросла в 20 раз. Из-за этого, утверждает директор ФССП Дмит­рий Аристов, приставы не успевают разгребать тонны материалов. По­этому службу необходимо избавлять от кипы бумаги и давать ей работать с действительно трудными делами.

Так как должник при получении денег у банка заведомо находится в рискованном положении, то его права должны быть приоритетны. Для этого в федеральный закон «О потребительском кредите» внесли правки, которые помогают россиянину четко понимать методику расчета полной стоимости кредита. Другое решение по защите заемщика —медиация, где нейтральный посредник помогает двум сторонам (кредитору и заемщику) решить конфликт. Однако, как считает Юрий Воронин, такой способ не подходит для населения из‑за высокой стоимости услуги.

«Должна быть досудебная стадия. Но даже на судебной стадии никто качество долга не проверяет — правильный ли он, обоснованный ли, были ли предоставлены необходимые правовые гарантии, право на кредитные каникулы», — сказал он.

Кредитные организации нужно обязать тщательно подходить к вопросу информирования должника. Например, делать оповещения о том, что кредитор намерен запустить стадию взыскания долга. Нужно, считает Юрий Воронин, объяснять должнику, что он имеет право на финансового уполномоченного, который поможет оценить «правильность» долга.

Государство должно пресекать любые попытки незаконного изъятия долга со стороны кредитных организаций. Речь здесь идет о коллекторах, которые часто переходят черту дозволенного, создавая давление на должника, усугубляя его положение.

В 2024 году вступил в силу федеральный закон, который расширяет полномочия судебных приставов по контролю за коллекторскими и микрофинансовыми организациями. Введена уголовная ответственность за незаконную деятельность по взысканию задолженности. Исключена возможность обращения взыскания на выплаты социального характера. Прописан также порядок общения коллекторов с должниками. Так, должникам можно звонить только с 8.00 до 22.00 в рабочие дни и с 9.00 до 20.00 — в праздничные. Видеться лично коллектор с клиентом может лишь один раз в неделю, а совершать звонки — один раз в сутки, но не больше двух раз в неделю и не больше восьми в месяц. Ограничения касаются и письменных оповещений. Текстовые сообщения должнику можно слать не более двух раз за день, 4 — в течение семи дней и 16 — в месяц.

Помочь урегулировать вопрос баланса интересов между взыскателем и должником поможет законодательство. Дмитрий Аристов считает, что необходимо ввести набор мер принудительного исполнения.

«Пристав не должен применять какие‑то подходы по своему усмотрению. Прежде всего это коррупциогенные факторы. Потому что любое усмотрение подразумевает возражение со стороны взыскателя. И все эти споры доходят до обжалования наших действий и в конечном итоге до актов прокурорского реагирования, а во многих случаях — до рассмотрения признаков объективной защиты. Моя большая просьба как руководителя — избавить судебных приставов-исполнителей от этого усмотрения и сделать закон об исполнительном производстве понятным. Как правоприменителю, так и сторонам исполнительного производства», — заявляет он.

Помочь упростить жизнь должникам, взыскателям и ФССП может цифровизация. Как утверждают представители банковского сообщества, она помогает создавать электронно-исполнительные документы, значительно быстрее возбуждать исполнительные производства. Срок исполнения сейчас сокращен с нескольких десятков до шести дней (в некоторых регионах возбуждение производства может быть и за сутки).

Взыскателям также было бы удобнее, если бы их информировали об имуществе должника по электронным каналам. Это позволило бы сделать работу продуктивнее и избежать издержек.

Читайте также: 

Колония вместо поселения: изменение приговора за смертельное ДТ

Жизнь дешевле пули. Новые подробности уголовного дела четвертьвековой давности

#суд #долги #взыскание

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 150 (7726) от 14.08.2024 под заголовком «Взыскать долг необходимо».


Комментарии