Взлет нелетающей птицы. Будни и перспективы молодой отрасли

Эту отрасль вряд ли можно считать совсем уж новой и экзотической для сельского хозяйства России. Да, был когда‑то индюк обитателем исключительно крестьянских дворов. Но индейководство как специализация начало складываться в стране без малого сотню лет назад.

Взлет нелетающей птицы. Будни и перспективы молодой отрасли | Вырастить индейку можно до размеров невероятных. В Книге рекордов Гиннесса упоминается запеченная птица весом без малого 40 кг./ФОТО Руслана ШАМУКОВА/ТАСС

Вырастить индейку можно до размеров невероятных. В Книге рекордов Гиннесса упоминается запеченная птица весом без малого 40 кг./ФОТО Руслана ШАМУКОВА/ТАСС

Индюк на конвейере

Первые селекционные птицерассадники появились в СССР в 1930‑х. На них, создавая оте­чественные породы индеек, наших «курочек» скрещивали с индюками импортного происхождения. Так возникли белая московская, московская бронзовая, белая широкогрудая, тихорецкая черная и прочая, и прочая… Тогда же начали строиться инкубационные станции, а в колхозах и совхозах — специализированные индю­шиные фермы.

В 1960‑х, когда всю птицеводческую отрасль постепенно переводили на промышленную основу, стали возникать уже индейководческие предприятия — племзаводы, племрепродукторы, индейкофабрики. Их появи­лось десятка два, самые крупные — в Краснодарском и Ставропольском краях, в Воронежской, Калужской, Саратовской областях. И в Подмосковье, в городе Егорьевске.

А сломали отрасль, как и многое в нашей стране, 1990‑е… Лишь в южных регионах страны население продолжало разводить индеек в приусадебных хозяйствах, да теплилась жизнь в отдельных птичниках в Мос­ковской, Воронежской и Калужской областях. Но там индейка стала неким придатком к более рентабельному производству куриного мяса.

Одним словом, своей индюшатины было кот наплакал. И вдруг прилавки начали от нее ломиться — прежде всего от огромных перемороженных окороков невероятных размеров. Это был импорт, и роль основного поставщика взяли на себя США.

Кто‑то считает, что возрождение отрасли в начале 2000‑х как раз и началось с таких поставок — дескать фирма, которая этим занималась, в качестве «хобби» выращивала и свою птицу. Однако, по мнению большинства экспертов, основные черты современного отечественного индейководства четко определились лишь к 2010 году.

К тому времени заявили о себе появившиеся крупные производители: «Евродон» (Рос­товская область), «Дамате» (Пенза), «Тамбовская индейка», «Краснобор» (Тула), Егорьевская фаб­рика в Подмосковье. Впрочем, последняя «новоделом» отнюдь не была — это предприятие еще из прежних, советских, времен, индейку там выращивали с 1978 года, не останавливая производство даже в кризисные лихолетья. Это и понятно: столичный потребительский рынок всегда был под боком, диктуя спрос.

В том же 2010‑м в стране было произведено 58 тысяч тонн мяса. А дальше начался стремительный взлет. По пятилеткам: 2015 год — 150 тысяч тонн; 2020-й — 330 тысяч тонн; ­2025-й — 465 тысяч тонн. По прог­нозам, к 2030 году производство индейки должно вырасти до 650 тысяч тонн.

Из инкубатора — в тяжеловесы

В промышленном обороте ­отечественного индейководства — птицы трех кроссов (от английского cross — «скрещивание»): тяжелого, средней тяжести и легкого. Напомним: кроссом в птицеводстве называются гибриды пород и линий домашней птицы. Их получение происходит в рамках строго прописанных, довольно сложных правил, и процесс этот именуется кроссбридинг. А различаются кроссы скоростью набора массы.

Сама по себе индейка растет быстро, превосходя по этому показателю и кур, и уток, и гусей. Выход мяса у нее на 10 % выше, чем у цыплят-бройлеров, а затраты корма на 1 кг съедобных частей тушки на 15 – 20 % ниже.

Так, тяжелый кросс набирает свой почти 20‑килограммовый вес за 19 – 20 недель. При этом филейные и грудные части занимают примерно 20 % от общей массы тушки, что, безусловно, выгодно производителям. И обеспечивает тяжелым кроссам — самый яркий их представитель But Big-6 — популярность во всем мире.

Выращивают их и все крупные российские агрокомплексы, у которых, как правило, есть свои перерабатывающие мощности — там тушка птицы становится практически безотходным сырьем. В переработку идет все, включая лапы, головы и шеи.

А вот породы легких кроссов больше подходят для разведения в фермерских хозяйствах. Эту птицу можно держать и на вольных выпасах. За десять недель такая индейка набирает 4,5 – 5 кг (в тушке чуть больше, чем курица), поэтому может поступать в продажу не частями, а целиком.

Первую строчку в рейтинге крупнейших и самых успешных производителей индейки в России на протяжении практически всех лет существования отрасли занимает агрохолдинг «Дамате», появившийся в 2012 году. Начинал он с одного предприятия в Пензенской области, а сегодня его «дочки» расположены еще и в Тюменской и Ростовской областях, в Ставропольском крае, в Карачаево-Черкесии.

Причем все они взаимосвязаны. В Пензенской и Ростовской областях работают инкубатории. Первый «высиживает» 24 млн яиц в год, второй — 17 млн. В этих же регионах находятся и птичники, где вылупившихся цыплят подращивают и потом откармливают до товарного веса. Всего таких птичников 712, из них 44 отведены под родительское стадо, предназначенное для обеспечения инкубаториев необходимым количеством высококачественных яиц. Есть у холдинга и два племенных репродуктора, позволившие компании существенно снизить зависимость от импорта генетического материала.

Перерабатывают птицу на собственных предприятиях фирмы. Их было три. Недавно появилось четвертое — в Петербурге. Ежегодная производительность — 240 – 242 тысячи тонн мяса. В ассортименте — 600 видов продукции.

Именно эти показатели и определили первое место компании среди ведущих производителей индейки в России. Следующие строчки в рейтинге выглядят так:

● «Черкизово» в 2024 году произвело 65,9 тысячи тонн мяса.

● «СоюзПромПтица» — 30,1 тысячи тонн.

● «Руском» — 20,3 тысячи тонн.

● «Агро-плюс» — 10,9 тысячи тонн.

Хотя отрасль и держится в основном на крупных агрохолдингах, они все же не единственные производители. Так, в нашей Ленинградской области, в Кингисеппском районе, скромненько развивается индюшачий агрокомплекс «Домашово».

Сначала компания занималось дистрибьюторской деятельностью — поставляла на российский рынок из дальнего зарубежья птенцов индейки для откорма. Но несколько лет назад в ней решили, что выращивать птичку смогут и сами. По утверждению производителей, растет она в экологически чистом районе, на индивидуально приготовленных кормах, без химии и гормонов. Хотя объемы производства у фирмы, конечно, пока невелики.

В Кировском районе уже два десятка лет успешно работает товарное фермерское хозяйство «Русь». Птицу там содержат на свободном выгуле. Кроме того, в хозяйстве разводят суточных индюшат, продают их в личные подсобные хозяйства и дачникам.

Хотя, как отмечают эксперты, большого желания заниматься товарным индейководством у владельцев частных подворий нет. Из-за чего доля таких фермерских и личных подсобных хозяйств едва дотягивает в России до 6 %, с тенденцией к дальнейшему уменьшению. Лишнее подтверждение того факта, что крупным производителям выжить в отрасли легче, чем средним и уж тем более малым предприятиям.

На стороне крупных — возможность масштабировать производственные мощности, управляя всем циклом: от яйца до фасованного полуфабриката. А это позволяет максимально удовлетворять потребительский спрос, выходить на внешние рынки и повышать маржинальность продаж. Холдингам легче справляться с самой острой проблемой отрасли — пока еще существующим дефицитом инкубационного яйца. Сегодня обеспеченность им только приближается к 67 %.

Но порой обстоятельства непреодолимой силы могут поставить под удар и лидеров…

Банкротство — не приговор?

В Ленинградской области больше нет крупного птицеводческого комплекса по разведению индейки. Предприятие «Конкорд» обанкротилось, регион исключили из списка топовых производителей индюшатины… А как бойко все начиналось без малого двадцать лет назад!

Выросло предприятие из крестьянского (фермерского) хозяйства, обосновавшегося в Тосненском районе. Самых первых индеек выращивали в бывших совхозных коровниках, пере­оборудованных «под птицу». Потом построили современные птичники с автоматизированными системами управления. Одновременно приросли еще одной производственной площадкой, уже в Лужском районе.

Так постепенно хозяйство преобразовалось в солидную индейководческую агрофирму с почти полным циклом производства: «от цыпленка до тушки» и далее — до торговых прилавков. Однажды цикл стал полным без всяких там «почти» — агрофирма обзавелась собственным инкубационным комплексом. Свой инкубатор, «высиживающий» 35 тысяч индюшат за один цикл (28 дней), избавил от импорта с регулярным срывом поставок и, соответственно, от перебоев в работе.

Общее поголовье птицы в отдельные годы доходило до 100 тысяч. По объемам производства мяса индейки — около 4 тысяч тонн в год — «Конкорд» уверенно обосновался в середине первой двадцатки российского рейтинга. Однако в пос­ледние пару-тройку лет стал терять позиции. И вот пришла недобрая весть: предприятие отправило на забой последнюю птичку.

Причина разорения — финансовая несостоятельность. Да, на первых порах компания была обласкана господдержкой и огромным вниманием властей, а затем успешному предприятию предложили плыть по течению самостоятельно. Не получилось… Образовались долги и просрочки по кредитам, налоговые задолженности и прочие неприятности, ведущие к банк­ротству.

Точно так же в свое время первую строчку в рейтинге успешных занимала индейководческая компания «Евродон» из Рос­товской области. Она соперничала с «Дамате», даже шла рядышком, «ноздря в ноздрю». До тех пор, пока не случились те самые обстоятельства непреодолимой силы. И был это птичий грипп.

Эпидемия уничтожила половину поголовья компании. Нет птицы — нет продаж — нет дохода… Фирму объявили финансово несостоятельной и признали банкротом. Под свое здоровое крыло ее подобрала «Дамате», выкупив активы вчерашнего конкурента вместе с его долгами.

Обстоятельства непреодолимой силы коснулись и индейководческой компании «Краснобор» в Тульской области, которая когда‑то тоже входила в топ крупнейших и успешных, занимая в нем третье место. И чуть ли не в одночасье стала банкротом. Красноборцев тоже подобрали, поддержали. Поглощающей компанией стал холдинг «Черкизово».

Найдется ли «поглотитель» или толковый инвестор для ленинградского «Конкорда» — пока неизвестно…

Читайте также: 

100 кило на гектар: по использованию минеральных удобрений российский АПК приближается к этому показателю

Зимовка без опасений: Ленобласть заготавливает рекордные объёмы кормов


#птица #отрасль #хозяйство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 14 (8079) от 29.01.2026 под заголовком «Взлет нелетающей птицы».


Комментарии