2Vtzqv4Hz9U

Вынуждены трудиться. Почему пенсионерам сложно найти работу

Питерским пенсионерам реальность почти не оставляет выбора: достойно жить на выплачиваемое государством пособие сложно, поэтому значительная часть вышедших на заслуженный отдых людей продолжают трудиться. Причем большинство из них работают не по прежней специальности, а там, где полегче. Или ближе к дому.

Вынуждены трудиться. Почему пенсионерам сложно найти работу | Фото: Pixabay

Фото: Pixabay

Туда, где возьмут

Исследования запросов этой категории соискателей показывают, что по сравнению с более молодыми конкурентами пенсионеры нередко запрашивают уровень заработной платы ниже. В среднем по Северо-Западу России они готовы работать за сумму 36,2 тыс. рублей в месяц – это примерно на 10 – 15% меньше, чем аналогичные запросы тех, кто моложе.

Согласно статистике, каждое десятое резюме в стране приходится на кандидата пенсионного возраста. И если в провинции таких соискателей меньше, то в крупных городах до трети вышедших на заслуженный отдых людей хотя бы интересуются возможностью трудоустройства.

Удивительного тут ничего нет. Размер средней пенсии в Петербурге  немногим больше 17 тыс. рублей. А тех, кто получает меньше, десятки тысяч... Если учесть, что обычно предлагаемая в вакансиях заработная плата примерно втрое выше, можно понять человека, который решил уйти на покой, – его доход при отказе от работы сразу резко падает. Что и вынуждает пенсионеров трудиться если не по прежней специальности, то там, где возьмут.

По данным экспертов, спектр интересующих возрастных соискателей вакансий обширен. Оно и понятно – люди нередко ищут работу в тех же сферах, в которых трудились раньше. На производстве. В бухгалтерии. В обслуживающих и сервисных службах. Медицине. Науке и образовании. Что касается конкретных рабочих мест, то здесь разброс очень велик. Пенсионеров-мужчин, к примеру, интересуют вакансии от охранника и курьера до инженера и руководителя проекта. А женщины пенсионного возраста изъявляют желание работать нянями и уборщицами, бухгалтерами и администраторами, гардеробщицами и сиделками.

«Да, до выхода на пенсию я трудился прорабом на стройке – хорошо зарабатывал и пропадал там порой сутками. Но сейчас не готов к такой нервной и физически трудной работе, – признается знакомый пенсионер Валентин Козловский. – Мне бы что-то полегче и поспокойнее. В нашем возрасте, скорее, не мы выбираем работу, а она нас».

Хоть возраст и не помеха

Специалисты признают: когда речь заходит о трудоустройстве людей пенсионного возраста, без дискуссий на этот счет не обходится. И если при прочих равных есть возможность взять на работу более молодого специалиста, работодатель так, как правило, и поступает.

Чтобы проверить это, в hh.ru проанализировали статистику откликов работодателей на одну и ту же вакансию по возрастам. Выяснилось: чем кандидат моложе, тем больше у него шансов получить место. Так, соискатели в возрасте от 18 до 30 лет в нынешнем году, откликаясь на предложения, получили более 24% приглашений, 30 – 40-летние кандидаты – 17% приглашений, а 40 – 50-летние – 12%. Более старшие соискатели – только 9%.

«Сейчас дефицит кадров заставляет работодателей расширять границы поиска и отказываться от стереотипов, связанных с возрастом, – считает Наталья Данина, директор департамента аналитических бизнес-решений hh.ru. – Но дискриминация по этому параметру все же существует. И с ней нужно бороться».

Куда попроще

Почему многие петербургские пенсионеры трудятся не по былой специальности, а охранниками, уборщиками или гардеробщиками?

Во-первых, устроиться на квалифицированную и хорошо оплачиваемую работу им сложно, поскольку более прыткие молодые конкуренты нередко конкурс за «теплое» место выигрывают. Во-вторых, многим пенсионерам уже не хочется нести прежний уровень ответственности. А в-третьих – здоровье часто не позволяет быть прежним...

Поэтому тот же Валентин Козловский, к примеру, и выбрал место охранника в офисном центре. Да, платят немного – чистыми около 30 тыс. рублей в месяц. Зато дежурство сутки через трое. Особых навыков не требуется. И работа не пыльная – сиди себе в будочке, смотри в монитор. Он отмечает: из 12 его коллег 8 – пенсионеры. В том числе военные из рядов МВД и пр. И многие из них работают уже по нескольку лет – по собственному желанию уходят крайне редко.

А Ирина Сердюкова, прежде занимавшая должность старшего менеджера в одной из крупных компаний города, теперь трудится уборщицей в маленькой медицинской клинике. «Меня вполне устраивает то, что работать здесь приходится не больше 3 – 4 часов по вечерам, – делится она. – Живу рядом, ездить никуда не надо. Да и 30 тысяч рублей – хорошая добавка к скромной пенсии». Женщина честно признается: если бы сейчас ей предложили прежнюю должность и те же деньги, скорее всего, отказалась бы.

Платят за ответственность

Таких, как они, в Петербурге пруд пруди. И сейчас, когда обострился дефицит кадров, пенсионеры действительно стали многим нужны: целый ряд работодателей не против приема возрастных специалистов, если они могут выполнять возлагаемые на них обязанности.

Однако на стройку такие кандидаты пойдут вряд ли, а в системе гостеприимства их ждут разве что на низовые должности все тех же гардеробщиков, уборщиков и нелицензированных охранников.

Есть ли вакансии для пенсионеров с высокой оплатой труда? Есть. Например, в медицине. Ведь участковому терапевту в Петербурге сейчас готовы платить хорошие деньги – 70 – 80 тыс. рублей в месяц обещают практически в любой районной поликлинике. И про возраст не очень-то спрашивают – лишь бы человек работал. А если пенсионер врач-специалист, то запросто может получать и больше сотни тысяч рублей.

Инженеры и начальники участков. Прорабы и технологи. Менеджеры и агенты... По любой из этих и многих других профессий человек «серебряного возраста» вполне может найти место и с высокой оплатой труда. Правда, и вкалывать за большие деньги, скорее всего, придется по полной программе – просто так «сидеть» на зарплате получится вряд ли.


#пенсионеры #работа #зарплата

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 206 (7043) от 02.11.2021 под заголовком «Не рано встают в охрану».


Комментарии