Ввести обязательную маркировку ряда строительных материалов планирует Минпромторг

Проект документа размещен для общественного обсуждения.

Ввести обязательную маркировку ряда строительных материалов планирует Минпромторг | ФОТО Martin Martz on Unsplash

ФОТО Martin Martz on Unsplash

Предполагается, что с апреля 2025 года участников оборота стройматериалов обяжут наносить маркировку на упаковки цемента, сухих строительных смесей, гипса, извести, а также представлять в информационную систему мониторинга сведения об этом. С сентября 2025 года подобная схема начнет действовать для строительных герметиков, шпатлевки, мастики и монтажной пены. Для нанесения маркировки производителям потребуется приобрести принтер и сканер общей стоимостью от 20 тыс. рублей.

По данным Минпромторга, в 2023 году нелегальный оборот отдельных видов стройматериалов составил не менее 12 % от общего объема рынка. Реализация фальсифицированных и контрафактных стройматериалов происходит и в розничной, и в оптовой торговле, и производителями напрямую. А поддельные стройматериалы — это прямая угроза качеству строительства.

Весной нынешнего года уже начался эксперимент по маркировке стройматериалов (цемента, бетона, сухих строительных смесей), который продлится до декабря нынешнего года. Участие в нем добровольное.

Если цифровая маркировка станет обязательной, это может помочь снизить долю фальсификата в данном сегменте, отметили в НО «Союзцемент». «Основываясь на опыте нанесения QR-кодов на другие виды продукции, не исключаем возможности легализации части рынка тарированного цемента. Важно то, что контроль за маркировкой будет осуществлять Роспотребнадзор, у которого есть полномочия изымать немаркированную продукцию, а также продукцию с некорректными кодами (дублирующимися, нечитаемыми и пр.) из оборота. В настоящее время отсутствует гос­орган, обязанный, по закону, рассмат­ривать факты оборота цемента с признаками фальсификата и контрафакта. Роспотребнадзор начнет свою работу по контролю маркировки на мешках с цементом после окончания эксперимента в случае признания его успешным и введения обязательной маркировки данной категории продукции», — пояснили в организации.

Вместе с тем более 85 % цемента продается навалом (транспортируется с помощью цементовозов, по железной дороге в специальных вагонах — хоппер-цементовозах) либо в биг-бэгах (мешках по 1 – 2 тонны, которые не являются потребительской упаковкой). Соответственно, на них не распространяется эксперимент и возможность их обязательной маркировки в будущем пока не рассмат­ривается. Необходимо вернуть госконтроль за оборотом цемента и в этом сегменте, считают в организации.

При этом в союзе отмечают, что недобросовестные производители цемента неустановленного качест­ва, ожидая возвращения контроля и надзора за его оборотом, ищут новые способы избежать ответственности за сбыт такой продукции. Они начали продавать свой товар в мешках под видом сухих строительных смесей, формируя у покупателей ложное ощущение, что ею можно заменить цемент даже с более высокими потребительскими свойствами. Например, на мешке указывают «марка 400» (без слова «цемент»), «суперсмесь» и пр. Привлекая покупателей низкой ценой, чтобы они не задумывались о возможных негативных последствиях.

Между тем цемент является базовым строительным материалом, обеспечивающим прочность возводимых с его применением зданий, строений. Использование этого материала, не отвечающего требованиям стандартов, может привести к растрескиванию и обрушению конструкций, их химической и радиационной опасности.

Читайте также:

Лесная отрасль Ленобласти успешно адаптируется к новым вызовам и условиям работы

Объём перевозок на балтийской морской линии в ближайшие годы продолжит расти


#проект #маркировка #стройматериалы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 175 (7751) от 18.09.2024 под заголовком «Цемент под маркировкой».


Комментарии