ВЦИОМ: самые полезные и бесполезные школьные предметы в представлении наших граждан
ФОТО Vladimir Melnikov on Shutterstock
Школьная программа постоянно модернизируется. Грядущий учебный год не стал исключением — с 1 сентября в расписании школьников вместо привычного ОБЖ появится новый предмет — «Основы безопасности и защита Родины», а внеурочные занятия старшеклассников разнообразятся изучением семейных ценностей.
За последние 15 лет представления о том, какие предметы пригодятся детям в будущем, несколько изменились. Если в 2009 г. в пользе всех школьных предметов был убежден каждый восьмой (12 %), то сегодня — вдвое меньше (6 %); пять лет назад таких вовсе было 1 %. Одновременно с этим сократилась доля затруднившихся ответить — 17 % против каждого четвертого (25 %) в 2009 г. (2019 г. — 13 %). Другими словами, в ответах появилось чуть больше конкретики, а некоторые предметы россияне стали называть в разы чаще. К таковым, например, можно отнести два предмета естественно-научного цикла — химию (16 % против 9 % в 2009 г.) и биологию (10 % против 3 %), а также обществознание (9 % против 1 %) и труд (5 % против 1 %).
А вот иностранные языки, напротив, потеряли свои позиции в рейтинге — сегодня об их применимости в жизни говорят более чем вдвое реже в сравнении с 2009 и 2019 гг. (9 % против 20 – 23 %). Впервые за рассматриваемый период появилась в ответах военная подготовка, набравшая в текущем замере 3 %. Впрочем, тройка лидеров за прошедшие годы остается прежней: и 15, и 10 лет назад почетное первое место также занимала алгебра/математика (50 и 72 %, соответственно), второе и третье — русский язык (47 и 64 %) и история (24 и 38 %). Впрочем, молодые люди 18 – 24 лет считают обществознание (42 % против 9 % среди всех опрошенных) не менее полезным предметом, чем историю (41 %). Хотя, как и в других возрастных группах, больше всего «голосов» в этой группе отдается математике (70 %).
Назвать бесполезные школьные предметы, которые, скорее всего, не найдут применения в жизни, для россиян оказалось заметно сложнее: как и в прошлые замеры, большая часть опрошенных затруднились с ответом (63 %, 2019 г. — 62 %, 2009 г. — 69 %). Еще 8 % по‑прежнему убеждены в важности всех школьных дисциплин (2009, 2019 гг. — по 7 %). Вдвое меньше набирают такие школьные предметы/учебные курсы, как религия (4 %), музыка (4 %) и рисование (4 %).
На днях в Госдуме предложили ввести курс логики в школьную программу. Попытки вернуть преподававшуюся в дореволюционной России дисциплину уже предпринимались в советский период, однако тогда логика в советских школах, увы, не задержалась. Согласно полученным результатам, нынешняя инициатива нашла поддержку у шести из десяти наших граждан (59 %), чаще всего — у 18 – 34‑летних (65 – 68 %). Не поддерживают возвращение логики в школьную программу 23 %, а среди тех, кто окончил школу сравнительно недавно, молодежи 18 – 24 лет, таких только 13 %. Каждый девятый относится к этой инициативе безразлично (11 %).
Как и в прошлом году, россияне чаще всего хотели бы видеть своих детей и внуков работниками сферы здравоохранения (27 %, 2023 г. — 30 %) и IT-сферы (20 %, 2023 г. — 19 %). Далее с заметным отрывом следуют профессии инженера и педагога (12 и 10 %, соответственно). Еще 8 % желают видеть своих детей и внуков в рядах военнослужащих, работников силовых структур, по 5 % — финансистами, строителями (в широком смысле) и юристами.
Читайте также:
ВЦИОМ: интерес наших граждан к политической ситуации в США в преддверии президентских выборов
Интернет-группы в России. ВЦИОМ представил результаты опроса наших граждан
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 162 (7738) от 30.08.2024 под заголовком «Школьные предметы: важные и не очень».
Комментарии