ВЦИОМ представил результаты опроса об удовлетворенности россиян услугами ЖКХ
ФОТО Pixabay
Эта сфера за последние три десятилетия прошла путь от государственной опеки к рыночной модели с приватизацией жилья, появлением управляющих компаний и реформами, которые не всегда проходили гладко.
Судя по всему, ЖКХ — сфера медленной трансформации, где требуется преодоление не только проблем инфраструктуры, но и недоверия. Оценка изменений в этой сфере в последние годы показывает осторожный, но значимый сдвиг в сторону умеренного оптимизма. Доля тех, кто видит улучшения, с 2019 г. выросла более чем в полтора раза. При этом доля тех, кто говорит об ухудшении, остается высокой — треть россиян замечают негативную динамику. Почти столько же не видят изменений.
Умеренный оптимизм наблюдается и в отношении качества предоставляемых услуг ЖКХ: за последние десять лет наши граждане стали почти в два раза чаще ставить этому показателю оценки «хорошо» и «отлично». Но большая часть (шестеро из десяти) по‑прежнему не готовы поставить выше тройки. Иными словами, сфера ЖКХ в целом продолжает оцениваться сдержанно, хотя позитивный тренд намечается.
Три четверти респондентов довольны состоянием своего дома, при этом собственный частный дом чаще дает ощущение комфорта, доля полностью довольных там выше, чем в многоквартирных домах. Прямая связь наблюдается и с урбанизированностью: если в столицах доля довольных достигает девяти из десяти, то в селах показатель на порядок меньше — семь из десяти. Еще один фактор — доход, «богатые» заметно чаще «бедных» выражают удовлетворенность состоянием своего дома. Однако перечень проблем, с которыми сталкиваются россияне в сфере ЖКХ, остается разнообразным и наполненным.
Динамика за последние десять лет показывает, что ЖКХ постепенно теряет статус выраженно проблемной сферы. Озабоченность базовыми проблемами существенно снизилась, людей стали меньше беспокоить темы тарифов, качества услуг, отопления, обветшания жилищного фонда. Но заметен рост внимания к институциональным аспектам (недобросовестность управляющих компаний), а также к локальным проблемам — отсутствию парковок, перебоям с водоснабжением и плохому качеству воды.
Тип жилья напрямую влияет на структуру воспринимаемых проблем ЖКХ, формирует свой «профиль недовольства». Для тех, кто живет в многоквартирных домах, актуальнее такие проблемы, как тарифы, качество предоставляемых услуг, доступность жилья, работа управляющих компаний и парковки. А вот для жителей частных домов ЖКХ воспринимается иначе: меньше претензий к управляющим компаниям и тарифам, но выше тревожность по поводу электроснабжения, водоснабжения и газификации. Их проблемы скорее инфраструктурные, «технические». Они менее вовлечены в коммунальную повседневность, но более чувствительны к сбоям в предоставлении базовых услуг.
Читайте также:
Комитет по тарифам Петербурга уточнил стоимость электроэнергии для разных групп потребителей
ЖКХ и новые реалии: пени за несвоевременную оплату будут увеличены
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 129 (7951) от 18.07.2025 под заголовком «Как меняется сфера ЖКХ».





Комментарии