ВЦИОМ: 12% россиян не смогли бы распознать мошенника в телефонном разговоре

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел опрос россиян о телефонном мошенничестве.

ВЦИОМ: 12% россиян не смогли бы распознать мошенника в телефонном разговоре | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

Распознать телефонных жуликов можно не только с помощью бдительности, но и при помощи приложений и программ для смартфонов, которые маркируют звонки как нежелательные, защищают от спам-звонков или определяют незнакомые входящие номера. Такими приложениями и программами пользуются треть наших сограждан (35 %). Популярность подобных приложений зависит от возраста: 18 – 24‑летние устанавливают их в три раза чаще, чем граждане старшего возраста (54 % vs 17 %). 

Несмотря на то что специальное программное обеспечение позволяет маркировать входящие звонки, россияне, использующие такие приложения, сталкиваются с телефонным мошенничеством чаще — 99 %, в группе не устанавливающих такие программы показатель составил 77 %. Имеющие специальное ПО также на 9 п. п. чаще говорят, что им удавалось разоблачать телефонных мошенников (58 % vs 49 %). Возможно, именно ПО позволяет определить мошенников. Самостоятельно вычислить телефонного злоумышленника в разговоре удавалось каждому второму россиянину — 51 %. Наиболее бдительными оказались 35 – 44‑летние (57 %); имеющие высшее образование (59 %); жители обеих столиц (67 % vs 38 % в группе сельчан); активные потребители Интернета (58 %) и проживающие в Северо-Западном федеральном округе (69 %). Треть респондентов хотя и не вычисляли мошенника, но убеждены, что легко смогли бы это сделать, — 32 % (среди 18 – 24‑летних — 50 %). Признаются, что не смогли бы распознать мошенника в телефонном разговоре 12 %, среди россиян старшего возраста так думает каждый пятый (19 %).

Признаки, по которым опрошенным удавалось распознать телефонного мошенника, в целом соответствуют предупреждающей информации: интонация, лексика и голос звонящего насторожили 23 % тех, кто разоблачал злоумышленников; 17 % отметили, что мошенник просил назвать данные банковской карты, пин-код; 11 % смутило, что речь шла о несуществующих операциях, звонили из банка с непривычными вопросами или просили предоставить паспортные данные и другую конфиденциальную информацию. По 8 % заподозрили неладное, когда звонящие не смогли ответить на их вопросы или озвучивали ложную информацию.

#мошенничество #опрос #россияне

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 163 (7246) от 02.09.2022 под заголовком «Позвони мне, позвони…».


Комментарии