Вся Россия и вся русская история. Как работают реставрационные мастерские

В своей отрасли Центральные научно-реставрационные проектные мастерские (ЦНРПМ) – старейшая и в настоящее время крупнейшая в России организация. Она была основана в декабре 1947 года ради главной задачи – возрождения разрушенных войной памятников истории и культуры.

Вся Россия и вся русская история. Как работают реставрационные мастерские | ФОТО предоставлено ЦНРПМ

ФОТО предоставлено ЦНРПМ

Мастерские аккумулировали в себе практически весь уникальный национальный опыт в сфере сохранения отечественного наследия. Они стали прямыми преемниками первой российской реставрационной мастерской, организованной при Академии архитектуры в 1918 году, но фактически их история уходит своими корнями в начало XX и даже в XIX век, когда в деятельности Московского археологического общества и Императорской археологической комиссии были заложены основы российской реставрации.

У истоков организации стояли такие корифеи, как Николай Султанов, Алексей Щусев, Дмитрий Сухов, Игорь Грабарь. Их ученики и продолжатели, работавшие здесь – Лев Давид, Лев Петров, Борис Альтшуллер, Сергей Подъяпольский, Ирина Ильенко, Владимир Якубени и многие другие, – не только сохранили, но блестяще развили и обогатили традиции русской реставрационной науки и практики.

С момента своего создания мастерские были государственным предприятием _ основой всей реставрационной отрасли страны. Их сотрудники трудились более чем на 1500 объектах страны.

Многие из них – самые знаковые памятники национальной истории, в том числе максимальной степени сложности, входящие в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Это Красная площадь с храмом Покрова на рву (Василий Блаженный), Псковский и Астраханский кремли, ансамбли Соловецкого архипелага, Новодевичьего монастыря и Троице-Сергиевой лавры, Кирилло-Белозерского и Ферапонтова монастырей, Херсонеса Таврического в Севастополе, цитадель, старый город и крепостные сооружения Дербента, деревянные памятники Русского Севера, Якутии и Восточной Сибири...

Возглавляют ЦНРПМ: директор – Александр Александрович Вавилин и главный архитектор – Сергей Борисович Куликов. В составе коллектива более 250 сотрудников, включая аттестованных специалистов-реставраторов, экспертов и членов Научно-методического совета по сохранению культурного наследия Министерства культуры.

Кроме того, организация ведет подготовку градостроительной документации, в том числе проекты зон охраны и генеральные планы территорий объектов культурного наследия. Все выполняемые работы рассматриваются на научно-техническом реставрационном совете.

ЦНРПМ выступает разработчиком практически всех нормативно-технических и сметно-нормативных документов, действующих в настоящее время в области сохранения объектов культурного наследия, и организует деятельность технического совета при Министерстве культуры.

Ансамбль Ново-Иерусалимского монастыря.jpg

ФОТО предоставлено ЦНРПМ

Среди заказчиков реставрационных проектов –министерства культуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства, иностранных дел, Федеральная служба охраны, Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры, музеи Московского Кремля, Государственный исторический музей, Центральный музей древнерусской культуры и искусств им. Андрея Рублева, Музей Москвы, Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского, Российская академия музыки им. Гнесиных, а также частные инвесторы.

Работы мастерских отмечены многочисленными наградами, в их числе – благодарность президента России, премия правительства Российской Федерации, национальная премия по архитектуре «Хрустальный Дедал», премии и дипломы конкурса «Золотое сечение», дипломы Международного союза архитекторов, правительства Москвы, Национального фонда возрождения русской усадьбы, орден Андрея Рублева Московской патриархии.

Наряду с разработкой проектов реставрации и приспособления для современного использования отдельных объектов культурного наследия (памятников и ансамблей) ЦНРПМ обладает опытом разработки концепций сохранения и развития исторических территорий.

Комплексная концепция сохранения – это общий взгляд на проблемы памятника, «дорожная карта» для будущей реставрации, приспособления и дальнейшего использования. Задачей концепции является определение общей стратегии работы с памятником, выявление основных проблем и предложения по их решению, уточнение состава памятника в его первоначальном виде, определение предварительной стоимости восстановления всего объекта в целом, включая окружение, не обладающее официальным статусом, и вовлечение рассматриваемой территории в культурный оборот.

Большой зал Московской государственной консерватории.jpg

ФОТО предоставлено ЦНРПМ

За последнее десятилетие были разработаны следующие концепции:

– воссоздания исторического облика ансамбля Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря и Святых мест «Русской Палестины» (2010);

– сохранения культурного наследия Соловецкого архипелага (2014);

– сохранения исторической части города Выборга (2015);

– сохранения культурного наследия ансамбля Кирилло-Белозерского монастыря (2015);

– сохранения усадьбы В. С. Храповицкого «Муромцево» (2016);

– сохранения санатория им. Орджоникидзе, г. Кисловодск (2018).

В настоящее время комплексы исторических зданий, которые занимают Александро-Невская лавра и Санкт-Петербургская духовная академия, расположены на территории, ограниченной рекой Невой, Монастыркой и Обводным каналом. Данная территория исторически связана с функционированием Русской православной церкви, ее богослужебной, образовательной и хозяйственной деятельностью.

В случае разработки комплексной концепции сохранения и развития Монастырского острова как исторической территории можно говорить о предпосылке появления религиозно-исторического достопримечательного места, в рамках которого будут происходить регенерация и развитие историко-градостроительной среды в окружении объектов культурного наследия, а также устанавливаться особые требования на территории с учетом правил и традиций религиозной организации.

Мастерские осуществляют международное сотрудничество в области охраны и реставрации культурного наследия. Так, к работам, которые их сотрудники вели в Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре в Подмосковье, были привлечены итальянские специалисты. C 1998 года ЦНРПМ регулярно участвуют в работе международной выставки по реставрации и охране культурного наследия Denkmal в Лейпциге (Германия) и Restauro в Ферраре (Италия), мастерские много раз становились организатором научно-практических семинаров и конференций по разным направлениям теории и методологии реставрации.

Практические и научные достижения сотрудников мастерских становятся достоянием общественности на научно-практической конференции «Давидовские чтения», собирающей специалистов реставрационной отрасли со всей России.

Все материалы о реставрации Александро-Невской лавры.

#реставрация Александро-Невской лавры #история #архитектура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 237 (6835) от 25.12.2020 под заголовком «Вся Россия и вся русская история».


Комментарии