Встречаем железную корову. Буддисты отмечают праздник Белого месяца Сагаалган

Если китайцы в эти дни приветствуют зеленого деревянного Дракона, то у бурят, калмыков и тувинцев вступил в свои права год Белой железной коровы.

Встречаем железную корову. Буддисты отмечают праздник Белого месяца Сагаалган  | ФОТО Nattachai Nimnual on Unsplash

ФОТО Nattachai Nimnual on Unsplash

Проникнуться духом древней культуры горожанам помогали гости из Бурятии — фольк­лорный коллектив «Аза Хусэл». В Доме национальностей прозвучали бурятские мелодии, благопожелания и фрагменты из героического эпоса «Абай Гэсэр». Главный же праздник, который петербургские буряты по традиции отмечают широко и массово — с играми, конкурсами и большим концертом, — пройдет 16 февраля в Доме молодежи на Измайловском проспекте (6+). Вход свободный.

— Праздник Сагаалган — цент­ральный в календаре бурятского народа, — пояснила президент общества бурятской культуры «Ая-Ганга» Цырендари Самбуева. — У него нет постоянной даты по григорианскому календарю, потому что он привязан к календарю лунному. Двенадцать лунных месяцев примерно на полторы недели короче обычных, даты новолуний и полнолуний меняются. Нынче Новый год у бурят наступил в ночь с 9 на 10 февраля.

Как рассказала президент «Ая-Ганги», к празднику буряты запасаются мясо-молочными продуктами и сладостями для детей, закупают обновки себе и подарки родственникам. Стараются рассчитаться с долгами, помириться со всеми, избавиться от хлама, окуривают благовониями дом и членов семьи.

Сутки перед Новым годом по‑бурятски называют «бутуу удэр», в переводе — «закрытый, глухой или темный день», когда старый год уходит во тьму времени. Верующие проводят обряд «бурхан дэлгээлгэ». Украшают алтарь, зажигают лампады «зула» и устанавливают яства, чтобы их освятили божества (есть их можно только на другой день). Вечером дня «бутуу» семья садится за стол. В эту ночь нужно пить чай, застегнув все пуговицы своей одежды и, по древнему монгольскому обычаю, в головных уборах. Чай сначала преподносят огню и богам, потом хозяйка наливает его хозяину дома и только затем остальным домочадцам. В «бутуу» принято соблюдать пост.

В дацане проводится обряд очищения Дугжууба — сначала молебен в алтарном зале, следом разведение ритуального костра на территории. Для Дугжуубы ламы готовят «соор» — пирамиду из реек, бумаги и теста в образе стрелы и с черепом наверху, куда «вкладывают» подношение богине Чойжал Сахюусану и затем торжественно сжигают. Во время молебна и сжигания «соор» нужно молиться о том, чтобы горести и невзгоды остались в уходящем году, а наступающий был светлым и радостным.

В последнюю ночь старого года желательно бодрствовать. Считается, что богиня Лхамо (Шридэви) в канун Нового года спускается на землю и обходит своих подзащитных, даруя им благословение. Спящего человека она может не заметить.

Новый год считается наступившим, если в светлеющей предрассветной темноте можно разглядеть пальцы рук. Первым с праздником поздравляют дети главу семейства и старших родственников. Особый жест новогоднего приветствия: младший старшему протягивает обе руки ладонями вверх, а старший в свою очередь кладет свои руки сверху ладонями вниз. При вручении подарков даритель держит в руках «хадак» — ритуальный длинный шарф.

Почетным блюдом на праздничном столе в старину была отварная баранья голова (ее может заменить и грудинка). Также готовятся буузы, хушуур, саламат, кровяная колбаса, варится суп бухлер. Обязательно присутствуют творог, сметана, десерты из молока.

В селах в первые дни Сагаалгана проходят своего рода колядки, только без песен: дети и молодежь обходят с поздравлениями дворы, их угощают в каждом доме.

буд.jpg

ФОТО www.freepik.com / Инфографика Анны Ванеевой


#буддизм #праздник #корова

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 26 (7602) от 13.02.2024 под заголовком «Встречаем Белую корову».


Комментарии