Все по‑взрослому. Оборотная сторона детской банковской карты
Парень лет восьми, покупавший банку колы и сосиску в тесте, лихо произнес: «Карта». Кассирша подавила улыбку, прошлась по кнопкам, на маленьком табло высветилась сумма покупки, и покупатель приложил к терминалу банковскую карту — ярко-зеленую, с изображением совершенно невозможной мультяшной рожицы.
ФОТО Pixabay
— Покажи, пожалуйста, что там у тебя?
— Моя банковская карта, — гордо сказал он. И добавил тише: — детская. В руки не дам. Нельзя. Такая почти у всех наших есть (похоже, он имел в виду свой класс). Это же мастхэв…
Не сразу удалось сообразить, что такое он сказанул. Мастхэв. Точнее — must have: необходимо иметь.
В самом деле сейчас многие родители считают необходимым оформить банковские карты для детей от 6 до 14 лет. Более взрослые уже могут иметь настоящую карту, а потому детскую им заводить бессмысленно.
Последняя может быть неплохой заменой карманных денег. Сдача с купюр имеет обыкновение бренчать в карманах, оттягивать их, теряться или расползаться по разным курткам и брюкам. Безнал с карты не расползется. Кроме того, многие родители ценят возможность моментально (буквально в одно касание в приложении на смартфоне) перевести чаду 200 – 300 рублей, забытых дома или потерянных в школе.
Ну и контроль. Банки предоставляют информацию по всем операциям, произведенным с применением карты: сколько потратил ребенок, когда, где и что купил. Родители могут также установить предел расходов. В числе плюсов для ребенка также возможность почувствовать свою крутость. Вполне понятное и естественное желание.
Вроде все вместе хорошо… Однако внимательное изучение даже бравурной рекламы дает основания думать, что детская карта имеет и оборотную сторону.
Практически все банки рассказывают о том, что карта учит «как перевести деньги друзьям; открыть счет-копилку; оплатить покупку на маркетплейсах; купить билеты в кино…». Эта наугад взятая цитата с сайта одного из банков может считаться типовой. В том или ином виде ее можно обнаружить на сайтах многих-многих кредитных учреждений.
И она немного пугает. Ведь все вышеперечисленное дает ребенку основание думать, что он сам может решать, как потратить деньги, не им заработанные.
Есть в той рекламе пара слов и про возможность самим детям заработать с помощью карты, например, получая кешбэк при покупках там‑то и там‑то. И это пугает еще больше, так как содержит прозрачный намек: мол, заработать можно по‑быстрому и без особых усилий.
Разумеется, родители могут (и, наверное, должны) изначально предупредить ребенка о банковских хитростях, об отличии рекламы от реальности, а также оговорить с ним ежедневную или еженедельную сумму, больше которой он не получит ни копейки. Но все же постоянный контроль важнее всех предварительных предупреждений… А с контролем‑то как раз далеко не все ясно.
Онлайн-информирование о производимой ребенком операции возможно лишь за отдельную денежку. Услуга в разных банках стоит от 70 – 80 до 100 рублей в месяц. Бесплатно такую информацию родители могут получать раз в месяц: в соответствующем мобильном приложении или непосредственно в отделении банка.
Если ребенок совершил нечто ошибочное или неприемлемое, с точки зрения родителей, — оформил онлайн-покупку или отправил деньги непонятно куда, — они могут попытаться отменить операцию. В первом случае — в течение трех часов после получения SMS. Во втором — в течение восьми дней после выхода бесплатного ежемесячного отчета. Оба варианта потребуют написания соответствующего заявления с объяснением всех обстоятельств.
Правоохранительные органы различных субъектов РФ, в том числе Петербурга, обнаружили еще один минус детской карты, который, похоже, можно считать продолжением одного из декларируемых плюсов. Мошенники (вслед за банковской рекламой) обещают малолетним пользователям быстрый и немалый заработок. Для этого-де нужно «всего лишь» получить на карту некую сумму и перенаправить ее затем на другой счет. Какой именно, разумеется, мошенник сообщит. За это будет обещана плата.
Ребенок, который соблазнится этим предложением, станет… участником схемы отмывания денег. И если мошенник будет обнаружен полицией, родителям мало не покажется. Ну и ребеночку тоже.
Редакция обратилась в несколько банков с просьбой разъяснить, могут ли родители запретить перевод денег на детскую карту из незнакомых источников? Или, например, ограничить такие переводы небольшой суммой? Скажем, только от бабушки с дедушкой, которые таким образом захотели побаловать внуков. Ответы были идентичны: мол, родитель может установить лимит на покупки или те переводы, которые делает ребенок, либо вовсе запретить их, но ограничить входящие переводы на детскую карту не получится. Так что придется родителям самим проявлять бдительность.
Все это, разумеется, плохие сценарии. Но их стоит осмыслить, прежде чем решиться на оформление детской карты. А то ведь она, как и обещает банковская реклама, повысит финансовую грамотность. Причем не столько ребенка, сколько его родителей.
Читайте также:
Наличные против цифрового рубля. Готова ли Россия полностью перейти на безналичные платежи?
Остерегайся входящего! Что может противопоставить рядовой гражданин мошеннику?
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 203 (7779) от 28.10.2024 под заголовком «Все по-взрослому».
Комментарии