Время смелых. Какие сотрудники нужны работодателям?

Во время состоявшейся недавно по инициативе Forbes Congress онлайн-конференции руководители крупных предприятий России нарисовали портрет кандидата, который наверняка их заинтересует. «Это время самоорганизованных людей, способных решать поставленные перед ними задачи с высокой степенью самостоятельности» – так сформулировала запрос бизнеса заместитель генерального директора по персоналу и организационному развитию ГК «Калашников» Ирина Тихонова-Быкодорова.

Время смелых. Какие сотрудники нужны работодателям? | ФОТО Владимира СМИРНОВА/ТАСС

ФОТО Владимира СМИРНОВА/ТАСС

Спрос на «осьминожков»

«Персональщики» уверены: нынешний кризис имеет не только негативные, но и позитивные черты. «Оказалось, что многое можно делать гораздо эффективнее, – сказал управляющий директор Unity Феликс Кугел. – Ничто не воздействует на прогресс лучше, чем кризис».

Чем же характеризуется сейчас ситуация в рекрутинге и управлении кадрами? Эксперты отмечают: сокращая расходы на персонал, на предприятиях не столько ищут новых специалистов, сколько перераспределяют задачи между имеющимися сотрудниками. «В фаворе те, кто не потерял способности и желания развиваться, – говорит Кугел. – Если же речь идет о найме, то компании стараются найти универсальных спецов, этаких «осьминожков». При этом растет спрос на временный персонал и самозанятых, а работодатели отдают предпочтение людям, способным эффективно трудиться на удаленке и в гибридном формате». Что касается наиболее подходящих для трудоустройства соискателей отраслей, специалист уверен: прогресс ретейла, IT и всевозможных служб доставки гарантирует им и максимальную потребность в кадрах.

Оценки рекрутинговых компаний показывают: в течение коронавирусного года, несмотря на сложности с занятостью, две трети работодателей сталкивались с нехваткой кадров. Кроме перечисленных отраслей чаще всего недостаток сотрудников замечали компании из сфер производства и промышленности, строительства и транспорта. Само собой, что дефицит в первую очередь касается массового персонала и специалистов среднего звена: недостаток топ-менеджеров почувствовали всего 2% работодателей.

По мнению Елены Межуевой, управляющего партнера КСК ГРУПП, кадровая ситуация характеризуется тем, что происходит изменение структуры расходов на персонал – речь идет о сокращении постоянных и росте переменных. «Гибкость, ставшая трендом времени, наблюдается и в управлении персоналом, – считает она. – Работодатели все чаще отходят от стандартных вариантов системы оплаты труда и организационной структуры».

Те, кто приносит энергию

Самым востребованным качеством кандидата стала способность быстро реагировать на изменения: тот, кто готов постоянно учиться и не зацикливаться на былом, оказывается на коне. Но в первую очередь на работу берут тех, у кого есть явное желание трудиться.

«Всегда стараюсь принимать людей, полных энергии, – рассказывает основатель финтех-компании «Деньги Вперед» Павел Гужиков. – Тех, кто способен ее принести, а не забрать. Предпочтение стоит отдавать молодым специалистам, полным амбиций и желания профессионально расти. Однако возраст здесь не главное». Причем не только деньги могут выступать в качестве основного мотиватора к труду. «Самый лучший стимул – интересные, неординарные задачи, – полагает эксперт. – Ведь причастность к серьезным изменениям тоже может быть стимулом для привлечения и развития кадров. Но возможность проявлять себя подразумевает наличие как свободы, так и ответственности».

«Это время смелых, которые ничего не боятся, – согласна с коллегой Елена Межуева. – Людей, способных быстро профессионально расти и вести за собой других специалистов». По ее оценке, «меньше начальников – больше эффекта», поэтому все чаще работодатели предпочитают выполнять задачи с помощью проектных и малочисленных команд профессионалов, возглавляемых инициативными и ответственными людьми. Денег на оплату их труда обычно не жалеют, а также проявляют заботу и в социальном плане.

«Профи на рынке мало и, к сожалению, с каждым годом становится все меньше, – говорит Наталья Малеева, директор по персоналу «М.Видео-Эльдорадо». – Поэтому очень важно заботиться о благополучии таких людей и всячески их поддерживать».

Быть на связи

Сохранение чувства локтя в то время, как значительная (а то и большая) часть коллектива работает на удаленке, – одна из самых сложных проблем как для «персональщиков», так и для самих сотрудников.

Работодатели в этом случае ведут себя по-разному. Например, Евгения Федорова, директор по персоналу P&G в Восточной Европе, рассказала о сложном выборе, который надо было сделать компании. «Как-то мы встали перед дилеммой по поводу телефонных номеров сотрудников, работающих удаленно, – пояснила она. – Надо было либо, не спросив их, отправить номера властям и тем самым выполнить требования, либо сначала спросить специалистов о возможности такого шага. Сейчас мы понимаем, что, пойдя по первому пути, могли потерять доверие сотрудников. Пойдя по второму, только его упрочили».

«Тот, кто был трудолюбив офлайн, – тот и в онлайне работает не покладая рук, – добавляет Дарья Крячкова, вице-президент по кадровой политике «Норильского никеля». – С такими специалистами надо все время быть на связи и всячески их стимулировать». «Из пучины нынешнего кризиса компании вытягивали не технологии – люди, – считает и Марат Исмагулов, директор по персоналу Альфа-банка. – Главное правило в работе с профессионалами – не мешать, а помогать им работать».

При этом эксперты убеждены: если специалист инициативен и проявляет желание профессионально расти, нынешний кризис предоставляет ему шанс, которого затем может и не быть.

#работа #сотрудники #поиски работы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 44 (6882) от 16.03.2021 под заголовком «Время смелых».


Комментарии