Время доставать маски. Все больше петербуржцев заболевают коронавирусом
Утром заболели суставы. Неприятно, но терпимо. Списала на адскую жару, которая прочно обосновалась в нашем регионе. Следом воспалилось горло. Факт, который насторожил, но не напугал. Однако когда вечером градусник выдал 38, стало понятно — погода здесь ни при чем. Следующая ночь была ужасной: температура прыгала от 38 до 40. Даже при гриппе мне никогда не было так плохо — ломота во всем теле, слабость страшная, сильная головная боль… А ведь еще три месяца назад казалось, что коронавирус потихоньку сдает свои позиции.
ФОТО Валерия ШАРИФУЛИНА/ТАСС
Действительно, в начале лета уровень заболеваемости в России и, в частности, в нашем городе достиг минимальных значений. В стране отменили все ковидные ограничения, хотя специалисты Роспотребнадзора еще тогда смотрели в будущее без оптимизма. Они честно предупредили: в случае ухудшения эпидобстановки любая вольница закончится.
Новый виток заражений начался уже в середине июля. Эксперты связали это с тем, что в Россию пришли новые варианты омикрона, которые по степени заразности легко дадут фору кори и ветрянке.
Сейчас в стране доминируют новые линии BA.4 и BA.5, доля которых среди выявляемых случаев заражения коронавирусом за последние две недели выросла до 94,38 %. А вот свежий «кентавр» BA.2.75 — пока эксклюзив. Впрочем, как и штаммы, ответственные за мощнейшую вспышку ковида прошлой зимой, — BA.1 и BA.2.
Насколько новые варианты коронавируса, которые сейчас доминируют в нашей стране, опасны, сказать сложно. Некоторые врачи считают шанс пациента, подцепившего этот вирус, оказаться в больнице в два раза меньше, чем при дельте. Вероятность попасть не просто в больницу, а в реанимацию — в четыре раза ниже. И еще один красноречивый факт: летальность при дельте составляла до 15 %, у подвида омикрона она на уровне 1 %.
Однако не следует считать этих новичков безобидными. Они лихо обходят иммунитет. И вероятность заразиться такими штаммами у тех, кто уже переболел ковидом, составляет примерно 15 – 20 %. То есть по сравнению с дельтой риск повторного заражения увеличивается почти в 7 раз.
Еще один неприятный момент. Уханьский вариант вируса созревал в клетках от 7 до 14 дней, прежде чем проявлялся болезненными симптомами. Дельта вызревала вдвое быстрее. Омикрон и его потомки развиваются молниеносно. То есть человек может стать распространителем вируса не через 3 – 4 дня после заражения, а буквально через несколько часов. Если вы утром подцепили вирус, то к вечеру можете «одарить» им десяток окружающих.
И далеко не все из них перенесут заболевание в легкой форме. «Безобидный» омикрон обошелся России примерно в 100 тысяч умерших.
Но вернемся к сегодняшнему дню. Только за неделю в стране показатель заболеваемости вырос в 1,5 раза, каждый день заражаются больше 25 тысяч человек, половина из них приходится на три региона — Москву, Подмосковье и, увы, Петербург. Несколько дней подряд в Северной столице заболевают свыше 4 тысяч человек в день. Ковидные госпитали стремительно заполняются.
Власти не просто советуют, а настоятельно рекомендуют петербуржцам соблюдать масочный режим. Кстати, к таким жестким обязательным мерам уже прибегли в Бурятии и Тыве, где по итогам прошедших недель заболеваемость выросла в несколько раз.
И давайте будем честны: маски — это не блажь и не каприз чиновников. Главный научный сотрудник НИЦ эпидемиологии и микробиологии имени Гамалеи Анатолий Альтштейн подчеркнул, что такая защита реально работает, снижая риск заражения и развития тяжелой болезни. Исследования и практика подтвердили: чем больше вирусов попали в организм при заражении, тем суровее результат, а ношение маски эту вирусную нагрузку снижает. Правда, эффект есть, когда маски носят массово, а если лишь небольшая часть людей — результат будет хуже, уточнил ученый.
Так что, дорогие петербуржцы, хотим мы того или нет, но маски в общественных местах это уже необходимость. И не надо бояться носить их по нескольку часов — даже так они работают, вероятность заразиться меньше.
Также стоит избегать скопления людей, соблюдать дистанцию. И, конечно же, необходимо сделать прививку всем, кому пора ревакцинироваться. Это как минимум снижает вероятность неблагоприятного развития событий.
Так, в лаборатории Центра Гамалеи провели эксперимент с сывороткой крови вакцинированных. И выяснилось: антитела обладают нейтрализующим действием даже спустя год после укола «Спутником».
А вот уповать на назальную вакцину не стоит. Единственный город в стране, где она используется, — это Курск. В других регионах — Петербурге, Югре — вакцина уже есть, а вот завоза атомайзеров приходится ждать. Поэтому медики рекомендуют не тянуть, не ждать, когда появится «назалка», а сделать инъекционную прививку. Судя по всему, нынешняя волна не последняя и назальная вакцина пригодится в дальнейшем.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 156 (7239) от 24.08.2022 под заголовком «Время доставать маски».
Комментарии