Возвращение на родину. Алтайская деревня Сростки хранит память о своём великом земляке
«Народ Сростков — мой родной люд — вот ради кого я хочу вернуться в село. Лучше всего я знаю людей своего села. Их судьбы открыты мне, как линии на ладони. И они удачнейшим образом ложатся под мое перо, их образы всегда удаются мне в рассказах, повестях…» Василий Макарович Шукшин произнес эти слова в одном из последних интервью, в 1974‑м, за несколько месяцев до смерти. В них — итог его недолгой 45‑летней жизни. Подводя черту под всем сделанным, он признается в любви к своей малой родине, которой оставался верен до конца дней.
Первая сросткинская школа колхозной молодежи теперь знаменита на всю Россию./ФОТО АВТОРА
В родные края он вернулся, теперь уже навсегда. Во дворе школы, в которой учился мальчик Вася Шукшин, стоит бронзовый, во весь рост, памятник. За спиной — куст калины, которая по осени осыпает его гроздьями красных ягод.
Здание первой Сросткинской школы колхозной молодежи в 1989 году стало музеем. В литературной экспозиции — весь жизненный и творческий путь самобытного писателя, актера и кинорежиссера. Происхождение — из крестьян. Отец репрессирован и расстрелян в 1933‑м. Отчим ушел на войну и погиб в 1942‑м. Голодное детство: едва окончив семь классов, пошел работать. А в 1946‑м, 17‑летним, покинул родную деревню для того, чтобы уйти в большую жизнь.
Потом он еще неоднократно будет возвращаться сюда. Первый раз — отслужив срочную службу на флоте. Сдав экзамены экстерном, получил аттестат зрелости и несколько лет работал в вечерней школе учителем истории, русского языка и литературы. Заодно исполнял и обязанности директора.
Последние вожане: как деревня Лужицы сохраняет культуру самого малочисленного народа РоссииОтсюда, из деревни, он уедет в Москву и поступит во ВГИК (с первого раза, без всяких протекций, знакомств, репетиторов). И будет приезжать на Алтай уже для работы. Родная земля подпитывала его образами, идеями, темами для рассказов и сценариев. Первый свой фильм «Живет такой парень» Шукшин снимал в селах, расположенных вдоль Чуйского тракта. А «Печки-лавочки» — в родных Сростках и их окрестностях. Запечатлел места своего детства, односельчан. «В актеры» попала даже его горячо любимая мать Мария Сергеевна (во втором замужестве Куксина).
По своему рассказу «Далекие зимние вечера», описывающему его учебу в школе в военные годы, Шукшин сразу после окончания ВГИКа задумал снять фильм под названием «Ванькина мама». Не сложилось. Его мечту в 1981 году осуществили режиссеры Ренита и Юрий Григорьевы (картина «Праздники детства»). Съемки проходили в Сростках при активном участии жителей села. Сцена на уроке снималась в классе, где были выстроены декорации, послужившие основой для нынешней музейной экспозиции.
Детство и юность Василия Макаровича прошли в доме его отчима Павла Николаевича Куксина. Жизнь не баловала. «В военные суровые годы, особенно летом, мужская работа легла на плечи женщин и подростков, — вспоминала сестра Шукшина Наталья Макаровна. — С 11 – 13‑летних спрос был таким же, как и со взрослых. Но маме было нелегко упросить бригадира, чтобы Васю (12‑летнего подростка) взяли в колхоз на какие‑нибудь работы. Он любил коней и хотел, чтобы его взяли водовозом, как говорится, «на табачок». Еле уговорили с матерью дядю Ермолая, бригадира. Об этом периоде работы в колхозе Вася написал в своих рассказах «Жатва» и «Дядя Ермолай».
Дом этот до 2002 года находился в частном владении. Сегодня здесь тоже музей. В мемориальной части открыта экспозиция «Далекие зимние вечера». Внутренний облик жилых комнат восстановлен по воспоминаниям Натальи Макаровны, родственников и друзей. Вся обстановка — подлинная, из семьи Куксиных. Над кроватью висит матросская форма, в которой Шукшин вернулся в эти стены со службы в декабре 1952 года.

«А рядом куст калины рос, // Калина красная такая…» (Владимир Высоцкий, «Памяти Василия Шукшина»)./ФОТО АВТОРА
В 1965‑м он купил для матери добротный дом на взгорке, у подножия горы Пикет. Именно здесь спустя четыре года после смерти Василия Макаровича открылся первый в Сростках музей, увековечивший его память. Мемориальной экспозицией стала подлинная обстановка дома — здесь все сохранилось так, как было при жизни Шукшина.
Первой в двери нового музея вошла Мария Сергеевна, к тому времени уже переехавшая в город. Сокрушалась, что нет тут ничего такого, чтобы народ сюда издалека ехал. Богатств никаких — все по‑крестьянски. Мало ли таких домов по деревням! Что могла, сама делала: ткала, вышивала, вязала, шила…
Все надворные постройки — веранда, летняя кухня, баня, дровяник, а также водяное отопление — появились уже после покупки дома. Помогал строить и Василий Макарович во время своих приездов к матери. В последний раз он побывал здесь в 1972‑м. Планировал остаться отдохнуть после тяжелой сдачи фильма «Печки-лавочки». Хотел пожить на родине подольше, набраться сил, подлечить израненную душу. Просил мать не продавать дом — он его любил, хотел сохранить для себя и потомков…
«Черт его знает, какой‑то ненормальный я человек, — признался он в одном из интервью. — Иногда так убиваюсь по родной стороне, что места себе не нахожу. Весь свет клином на Алтае сошелся, и самое яркое окошко — мои Сростки. Ностальгия…»
25 июля 2004 года на горе Пикет, возвышающейся над Сростками, был открыт памятник Шукшину, повторяющий последний кадр из «Печек-лавочек», снятых здесь же в 1971‑м. Писатель сидит на каменной глыбе, босой, опершись на колени. И задумчиво смотрит вдаль.

ФОТО freepik.com/ИНФОГРАФИКА Анны ВАНЕЕВОЙ
Читайте также:
Республика Коми: край суровых просторов, древних легенд и каменных великанов
Вдохновение ягодного берега. Как супруги Дудоровы возрождают наследие Бронной горы
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 123 (7945) от 10.07.2025 под заголовком «Возвращение на малую родину».




Комментарии