Возвращение экранопланов. Инновационное оборудование для флота представили в Петербурге

Петербургское научно-производственное предприятие «Радар ммс» совместно со своим стратегическим партнером ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева представили на международном военно-морском салоне «МВМС-2019» ряд образцов инновационного оборудования для флота. В их числе был и макет грузопассажирского морского многоцелевого экраноплана «Чайка-2» проекта A-050-742d.

Возвращение экранопланов. Инновационное оборудование для флота представили в Петербурге | Новый тип самолета-судна - экраноплан - будет востребован в России, ведь в большинстве населенных пунктов Арктики, Сибири и Дальнего Востока нет стационарных аэродромов. При необходимости сам экраноплан может стать мини-аэродромом. ФОТО Аллы ЧЕРЕДНИЧЕНКО

Новый тип самолета-судна - экраноплан - будет востребован в России, ведь в большинстве населенных пунктов Арктики, Сибири и Дальнего Востока нет стационарных аэродромов. При необходимости сам экраноплан может стать мини-аэродромом. ФОТО Аллы ЧЕРЕДНИЧЕНКО

Сам себе аэродром

Объяснять специалистам, что такое экраноплан, не надо. А вот рядовым петербуржцам, которые в нынешнем году получили возможность посетить экспозицию «МВМС-2019», было весьма интересно ознакомиться с этим необычным видом транспорта, объединяющим возможности самолета и морского (речного) судна.

Экраноплан - многорежимное судно, которое может лететь с использованием «экранного эффекта» над водной или иной поверхностью без постоянного контакта с ней. Экраноплан поддерживается в воздухе за счет аэродинамической подъемной силы, генерируемой на воздушном крыле или крыльях, на корпусе или его частях. Это судно обычно выполняет полеты на меньшей высоте, чем самолет, но движется с более высокой скоростью, чем классическое судно.

При этом у него более низкий расход топлива, чем у самолета и корабля, более высокая безопасность для экипажа и пассажиров, ведь при отказе двигателей у инновационной машины остается возможность сесть на водную или любую ровную поверхность, которую можно рассматривать в этих случаях как постоянный «аэродром». Помимо водной глади экранопланы способны передвигаться и над твердой поверхностью (земля, снег, лед), даже базироваться на ней.

Диапазон использования аппарата практически неограничен - экранопланы могут работать на самых различных маршрутах, в том числе и на тех, которые недоступны для обычных судов.

Родина вспомнила героев

Именно Россия является родиной экранопланов. Их крестным отцом стал инженер-конструктор Ростислав Алексеев, который еще во времена СССР создал этот принципиально новый вид транспортного средства.

В 2017 году отмечалось 50-летие полета первого в мире морского экраноплана «Корабль-макет» («КМ»), прозванного за рубежом «Каспийским монстром». «Корабль-макет» имел размах крыла 37,8 метра, длину - 92,4 метра, максимальную взлетную массу - 544 т, а скорость - до 500 км/ч. В момент спуска на воду, состоявшегося в июне 1966 года, он стал самым крупным летательным аппаратом на планете на то время.

В 1960 - 1985 годы экранопланостроение в нашей стране развивалось очень активно. По заказу Министерства обороны для Военно-морского флота была построена серия десантных экранопланов «Орленок», ударный экраноплан-ракетоносец «Лунь», прозванный в народе «убийца авианосцев».

После распада Советского Союза в 1993 году развитие экранопланов было заморожено. Однако в последние годы экранопланостроение в нашей стране начало возрождаться. Наглядное доказательство этому - представленный на Морском салоне макет многоцелевого грузопассажирского экраноплана «Чайка-2», созданный специалистами вышеупомянутых петербургских институтов.

И вот что у них получилось. Грузоподъемность 35-метровой «Чайки» - от 9 тонн. В пассажирском варианте экраноплан может перевозить сто человек со скоростью около 400 км/ч на расстояние (с использованием экранного эффекта) до трех тысяч километров. Аппарат способен выходить на необорудованное побережье с уклоном до пяти градусов. Предусмотрено базирование на воде и на аэродроме II класса.

При этом экраноплан умеет взлетать и садиться с водной поверхности даже при наличии волнения до 1,5 балла. Кроме морских прибрежных территорий его можно эксплуатировать на крупных озерах и водохранилищах при скорости ветра до 12 м/с. Возможна эксплуатация в зимнее время над снежно-ледовыми ровными поверхностями.

На все времена и цели

Этот экраноплан предназначен для перевозки пассажиров и грузов в морских и прибрежных районах, а также для решения специализированных задач МЧС. По мнению экспертов, у «Чайки» есть хороший экспортный потенциал. На форуме шли разговоры о поставках этих аппаратов в Индию.

Для развития инновационного вида транспортного средства в Москве была создана ассоциация «Экраноплан», объединяющая организации, принимающие участие в создании проектов таких машин. В июне этого года в нашей стране была рассмотрена и принята за основу концепция «Развитие экранопланостроения РФ».

Специалисты центра развития инновационной деятельности Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого разработали первый в мире электрический беспилотный экраноплан на солнечных панелях - «Шторм-600», существующий пока в формате рабочего макета. Аппарат управляется без оператора за счет использования технологий искусственного интеллекта и систем технического зрения.

Такой экраноплан предлагают эксплуатировать как мобильную платформу для дозарядки воздушных и подводных беспилотников. Также благодаря высокоточной системе технического зрения его можно будет применять для патрулирования и поиска нарушителей в акватории, сканирования рельефа морского дна и поиска подводных объектов, при проведении поисково-спасательных операций. Максимальная скорость, на которую может разгоняться «Шторм-600», - 200 км/ч. При этом аппарат может нести до 120 кг полезной нагрузки.

Стоит отметить, что повышенный интерес к экранопланостроению сегодня наблюдается не только в России, но и во всем мире. Активно работают в этом направлении Австралия, Германия, Иран, Китай, Сингапур, Соединенные Штаты Америки, Южная Корея и ряд других стран.

#современные технологии #флот #МВМС-2019

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 169 (6522) от 11.09.2019 под заголовком «Возвращение экранопланов».


Комментарии