Возвращение экранопланов. Инновационное оборудование для флота представили в Петербурге

Петербургское научно-производственное предприятие «Радар ммс» совместно со своим стратегическим партнером ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева представили на международном военно-морском салоне «МВМС-2019» ряд образцов инновационного оборудования для флота. В их числе был и макет грузопассажирского морского многоцелевого экраноплана «Чайка-2» проекта A-050-742d.

Возвращение экранопланов. Инновационное оборудование для флота представили в Петербурге | Новый тип самолета-судна - экраноплан - будет востребован в России, ведь в большинстве населенных пунктов Арктики, Сибири и Дальнего Востока нет стационарных аэродромов. При необходимости сам экраноплан может стать мини-аэродромом. ФОТО Аллы ЧЕРЕДНИЧЕНКО

Новый тип самолета-судна - экраноплан - будет востребован в России, ведь в большинстве населенных пунктов Арктики, Сибири и Дальнего Востока нет стационарных аэродромов. При необходимости сам экраноплан может стать мини-аэродромом. ФОТО Аллы ЧЕРЕДНИЧЕНКО

Сам себе аэродром

Объяснять специалистам, что такое экраноплан, не надо. А вот рядовым петербуржцам, которые в нынешнем году получили возможность посетить экспозицию «МВМС-2019», было весьма интересно ознакомиться с этим необычным видом транспорта, объединяющим возможности самолета и морского (речного) судна.

Экраноплан - многорежимное судно, которое может лететь с использованием «экранного эффекта» над водной или иной поверхностью без постоянного контакта с ней. Экраноплан поддерживается в воздухе за счет аэродинамической подъемной силы, генерируемой на воздушном крыле или крыльях, на корпусе или его частях. Это судно обычно выполняет полеты на меньшей высоте, чем самолет, но движется с более высокой скоростью, чем классическое судно.

При этом у него более низкий расход топлива, чем у самолета и корабля, более высокая безопасность для экипажа и пассажиров, ведь при отказе двигателей у инновационной машины остается возможность сесть на водную или любую ровную поверхность, которую можно рассматривать в этих случаях как постоянный «аэродром». Помимо водной глади экранопланы способны передвигаться и над твердой поверхностью (земля, снег, лед), даже базироваться на ней.

Диапазон использования аппарата практически неограничен - экранопланы могут работать на самых различных маршрутах, в том числе и на тех, которые недоступны для обычных судов.

Родина вспомнила героев

Именно Россия является родиной экранопланов. Их крестным отцом стал инженер-конструктор Ростислав Алексеев, который еще во времена СССР создал этот принципиально новый вид транспортного средства.

В 2017 году отмечалось 50-летие полета первого в мире морского экраноплана «Корабль-макет» («КМ»), прозванного за рубежом «Каспийским монстром». «Корабль-макет» имел размах крыла 37,8 метра, длину - 92,4 метра, максимальную взлетную массу - 544 т, а скорость - до 500 км/ч. В момент спуска на воду, состоявшегося в июне 1966 года, он стал самым крупным летательным аппаратом на планете на то время.

В 1960 - 1985 годы экранопланостроение в нашей стране развивалось очень активно. По заказу Министерства обороны для Военно-морского флота была построена серия десантных экранопланов «Орленок», ударный экраноплан-ракетоносец «Лунь», прозванный в народе «убийца авианосцев».

После распада Советского Союза в 1993 году развитие экранопланов было заморожено. Однако в последние годы экранопланостроение в нашей стране начало возрождаться. Наглядное доказательство этому - представленный на Морском салоне макет многоцелевого грузопассажирского экраноплана «Чайка-2», созданный специалистами вышеупомянутых петербургских институтов.

И вот что у них получилось. Грузоподъемность 35-метровой «Чайки» - от 9 тонн. В пассажирском варианте экраноплан может перевозить сто человек со скоростью около 400 км/ч на расстояние (с использованием экранного эффекта) до трех тысяч километров. Аппарат способен выходить на необорудованное побережье с уклоном до пяти градусов. Предусмотрено базирование на воде и на аэродроме II класса.

При этом экраноплан умеет взлетать и садиться с водной поверхности даже при наличии волнения до 1,5 балла. Кроме морских прибрежных территорий его можно эксплуатировать на крупных озерах и водохранилищах при скорости ветра до 12 м/с. Возможна эксплуатация в зимнее время над снежно-ледовыми ровными поверхностями.

На все времена и цели

Этот экраноплан предназначен для перевозки пассажиров и грузов в морских и прибрежных районах, а также для решения специализированных задач МЧС. По мнению экспертов, у «Чайки» есть хороший экспортный потенциал. На форуме шли разговоры о поставках этих аппаратов в Индию.

Для развития инновационного вида транспортного средства в Москве была создана ассоциация «Экраноплан», объединяющая организации, принимающие участие в создании проектов таких машин. В июне этого года в нашей стране была рассмотрена и принята за основу концепция «Развитие экранопланостроения РФ».

Специалисты центра развития инновационной деятельности Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого разработали первый в мире электрический беспилотный экраноплан на солнечных панелях - «Шторм-600», существующий пока в формате рабочего макета. Аппарат управляется без оператора за счет использования технологий искусственного интеллекта и систем технического зрения.

Такой экраноплан предлагают эксплуатировать как мобильную платформу для дозарядки воздушных и подводных беспилотников. Также благодаря высокоточной системе технического зрения его можно будет применять для патрулирования и поиска нарушителей в акватории, сканирования рельефа морского дна и поиска подводных объектов, при проведении поисково-спасательных операций. Максимальная скорость, на которую может разгоняться «Шторм-600», - 200 км/ч. При этом аппарат может нести до 120 кг полезной нагрузки.

Стоит отметить, что повышенный интерес к экранопланостроению сегодня наблюдается не только в России, но и во всем мире. Активно работают в этом направлении Австралия, Германия, Иран, Китай, Сингапур, Соединенные Штаты Америки, Южная Корея и ряд других стран.

#современные технологии #флот #МВМС-2019

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 169 (6522) от 11.09.2019 под заголовком «Возвращение экранопланов».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Новые предметы и знания. Что изменится в российских школах с 1 сентября 2019 года
26 Августа 2019

Новые предметы и знания. Что изменится в российских школах с 1 сентября 2019 года

Рассказываем, что ждет учащихся уже через несколько дней.

Вода из колодца - по лицензии. На кого распространяется новый закон?
26 Августа 2019

Вода из колодца - по лицензии. На кого распространяется новый закон?

С 1 января пользование скважинами и колодцами будет разрешено только по документу.

Белые – в Лосево, маслята – в Синявино. 8 самых грибных мест Ленобласти
20 Августа 2019

Белые – в Лосево, маслята – в Синявино. 8 самых грибных мест Ленобласти

Помогаем не очень опытным грибникам и любителям пробовать новое разобраться, в какие леса лучше всего выходить с ножом и лукошком.

В таких туфлях лететь нельзя! Курьезные случаи с пассажирами самолетов
08 Августа 2019

В таких туфлях лететь нельзя! Курьезные случаи с пассажирами самолетов

Как обувь приняли за взрывчатку, а на борт пронесли летучую мышь.

Финляндия объяснила ужесточение визовых правил для петербуржцев
05 Августа 2019

Финляндия объяснила ужесточение визовых правил для петербуржцев

С первого сентября туристам надо показывать план поездки и подтверждения наличия финансовых средств.

Спасибо, нам не надо. Китай не хочет присоединяться к новому договору о ликвидации ракет
05 Августа 2019

Спасибо, нам не надо. Китай не хочет присоединяться к новому договору о ликвидации ракет

Пекин еще раз официально заявил, что выступает против превращения ДРСМД в многостороннее соглашение.

Демографический сюрприз. Как меняется численность населения Петербурга и Ленобласти
02 Августа 2019

Демографический сюрприз. Как меняется численность населения Петербурга и Ленобласти

В черте Северной столицы и области вызревают города-стотысячники.

Перевозчики экономят. Еще одна авиакомпания отказалась от бесплатного питания для пассажиров
08 Июля 2019

Перевозчики экономят. Еще одна авиакомпания отказалась от бесплатного питания для пассажиров

На борту самолетов будут предлагаться только прохладительные напитки.

В «Сестрорецком болоте» проложат 3 км экотроп
02 Июля 2019

В «Сестрорецком болоте» проложат 3 км экотроп

Здесь сохранились такие растения и мхи, которых не встретишь больше нигде в окрестностях Петербурга.

Женский вопрос. Эксперт – об использовании феминитивов в юридическом языке
25 Июня 2019

Женский вопрос. Эксперт – об использовании феминитивов в юридическом языке

Суды активно используют слова «истица» и «заявительница», а слово «юристка» встречается лишь однажды.

Как грамотно уйти с работы? Советы юриста
13 Июня 2019

Как грамотно уйти с работы? Советы юриста

При увольнении «по собственному» человек помимо положенной зарплаты получает лишь компенсацию за неиспользованный отпуск.

Открывайте двери! В квартирах россиян будут искать незаконную перепланировку
03 Июня 2019

Открывайте двери! В квартирах россиян будут искать незаконную перепланировку

Верховный суд РФ решил: управляющая компания имеет право доступа на жилплощадь с целью проверки.