Возвращение блокадного трамвая. Как в Сибири нашли вагоны-ветераны
Бывают в жизни удивительные находки. Ну кто мог предположить, что трамваи серии ПС (прицепной стальной), ходившие в блокадном Ленинграде, доведется увидеть не только на старых снимках, в кинохронике и фильмах. Считалось, ни одного экземпляра этой техники не сохранилось. И вот на тебе: в Сибири обнаружили такой раритетный вагон – сначала один, а потом и другой. Вагоны-ветераны недавно смогли вернуться в родной город. Это произошло, когда мы отмечали 80-летие начала блокады Ленинграда.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
История находки и спасения этих реликвий могла бы лечь в основу фильма. В нее оказались вовлечены с десяток людей из Петербурга, Москвы и Новосибирска – журналисты, музейные работники, транспортники... Но для начала нужно рассказать, как появились на свет вагоны, ставшие одним из символов блокадного города.
Выпускал их завод «Красный путиловец» (ныне Кировский завод). Этот подвижной состав отличался надежным стальным каркасом, прослужившим десятилетия, тогда как его предшественники имели металлическую раму и деревянный кузов. Новая серия вагонов получила название МС, что означало «моторный стальной».
Краснопутиловцы наладили их производство в конце 1920-х, причем в нескольких модификациях. Первые вагоны этого типа поступили в трамвайный парк имени И. И. Коняшина, что на Московском проспекте, и обслуживали маршрут # 9, ходя челноком между Нарвскими воротами и Политехническим институтом. А через полтора-два года с заводского конвейера начали сходить стальные ПС, которые цепляли к моторным вагонам, чтобы получить вместительные двух- и трехвагонные трамвайные поезда.
Завод делал такой рельсовый транспорт несколько лет, а затем чуть ли не целиком перешел на изготовление военной продукции. Но за это время успел выпустить для трамвайного хозяйства Ленинграда почти 800 моторных и 335 прицепных вагонов. Как и «Американки» – трамваи серии ЛМ-33, они добросовестно обслуживали линии и казались горожанам незаменимыми.
Когда началась война и значительную часть городского транспорта мобилизовали на фронт, трамвай стал основным перевозчиком. При этом поезда, состоящие из вагонов МС, выходили на линию чаще других. Несмотря на стальное «облачение», они весили меньше «Американок». И если в результате обстрела обрывалась контактная сеть, пассажиры могли вытолкнуть вагоны на действующий участок пути – такие эпизоды попали на снимки тех лет.
Привычный звон трамвая блокадники не слышали, как известно, всего несколько месяцев – с декабря 1941 года по апрель 1942-го. А когда поврежденную сеть восстановили, 116 вагонов МС с прицепами вышли на пять пассажирских маршрутов, и со временем число таких линий выросло. Это поддерживало дух горожан, свидетельствуя о том, что жизнь в осажденном городе, вопреки всему, налаживается...
Конструкция краснопутиловских вагонов была столь простой и надежной, что они служили ленинградцам вплоть до 1970 года. Когда же страна стала готовиться к столетию Ленина, трамвайный парк в городе решено было обновить. Часть эмэсных «рабочих лошадок» переоборудовали в служебные, благодаря чему некоторые из них удалось сохранить. Они доживают свой век под крышей трамвайных музеев.
А прицепные, управлять которыми было нельзя, ждала иная участь. Из Ленинграда, подремонтировав, их отправили в другие города, где они проработали еще какое-то время. После чего их списали, и они «растворились» на бескрайних просторах страны. Любители городского рельсового транспорта, спасающие подобные раритеты, уж не чаяли увидеть хотя бы один вагон ПС. Как вдруг...
Рассказывает Максим Ляденко, представитель такой «группы спасения», куда входят в основном петербуржцы и москвичи:
– В 2018 году по Интернету пошел гулять снимок, который сделал новосибирец Василий Зорин. На территории одного из предприятий этого города он увидел нечто, похожее на вагон, превращенный в сарай, и попросил идентифицировать находку. Увидев, я глазам не поверил: это же ПС! Чуть позже на базе отдыха другого предприятия, расположенной в Караканском бору (это порядка 150 км от Новосибирска), обнаружили точно такой же вагон.
Приехав и осмотрев ретровагоны, я убедился, что не ошибся. Правда, первый из них время и люди не пощадили. Зато другой, где жила бабушка-сторожиха, сохранился лучше. Местами там видна даже оригинальная обшивка, а под слоем поблекшей краски кое-где проступает старый лак. Прочитываются и бортовые номера вагонов: 267 и 86. Покопавшись в архивах, выяснили: один из них прибыл на сибирскую землю в декабре 1964-го, а другой – через полгода. Узнали и даты изготовления вагонов: их произвели в 1929 и 1931 годах. То есть они входили в первые партии пээсок...
Но нельзя же было просто взять и вывезти эти музейные ценности, продолжает энтузиаст. Начались долгие хлопоты, связанные с установлением прав собственности, увещеванием нынешних владельцев, преодолением юридических заморочек. Кроме того, было понятно, что доставка вагонов на их родину, в Петербург, потребует немалых средств. Обратились к москвичам – руководителям компании, выпускающей ныне трамваи и имеющей в Северной столице производственную площадку, Невский завод электрического транспорта (НЗЭТ).
Между тем сибиряки, обслуживающие новосибирский рельсовый транспорт, приютили находки под крышей своего троллейбусного депо, находящегося на окраине города. Что тоже было непросто. Особенно намучились с «эвакуацией» вагона, который судьба забросила далеко оттуда. Техника с трудом преодолевала непроезжие после дождей, утопающие в грязи проселочные дороги. А кран, пытавшийся поставить вагон-бедолагу на автотрал, чуть не свалился – до того неудобно было работать в том месте.
Через пару недель приехавший из Питера грузовик с прицепом взвалил на себя обе находки, развернулся, отмахал в обратную сторону еще без малого 4 тысячи километров. И подкатил с бесценным грузом к воротам НЗЭТ, где его поджидали журналисты.
Оттуда ленинградские пээски, вернувшиеся на родную землю после полувековой отлучки, предполагалось доставить в Музей городского электрического транспорта, где имеется пять старых МС (восстановить раритеты намечается там). Поэтому на заводе выгружать их не стали, а упаковочный материал, в который они были завернуты, потревожили только с края. Но и этого было достаточно, чтобы, взглянув на прицепные вагоны, прикоснуться к блокадной истории, которую они олицетворяли.
Увы, не обошлось без утрат: исчезли колесные пары, отсутствуют пассажирские сиденья, пострадала внутренняя деревянная отделка. Перед реставрацией потребуется провести дефектовку, но уже видно, что состояние находок таково, что это будут не реплики, а подлинные экспонаты, считает Максим. Попав внутрь одного из вагонов, он указывает на сохранившиеся элементы: перегородка, отделявшая накопительную площадку от салона, плафон освещения. Дверь на роликах с родными чугунными ручками...
Восстановить вагоны помогут чертежи, которые нашлись среди бумаг спасенного в свое время архива Петербургского трамвайно-механического завода (Чугунная улица, 2), когда предприятие закрылось. В этих работах примет участие НЗЭТ, входящий в состав «ПК Транспортные системы».
«Ходовую часть мы возьмем на себя, изготовим подвеску, – говорит Руслан Баранов, возглавляющий заводской цех по производству колесного транспорта. – А колеса, думаю, сделает по нашей просьбе родственное предприятие».
«Горэлектротранс», которому принадлежит музей на Васильевском острове, тоже приложит усилия, чтобы петербуржцы поскорее увидели редкие экспонаты, полагает директор этого предприятия Денис Минкин. По его словам, из стальных вагонов – ведущего и ведомых – после реставрации сибирских находок можно будет составить полноценный трамвайный поезд. Подобный тем, что перевозили ленинградцев, а также вооружение и грузы к линии фронта в тяжелые блокадные годы.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 177 (7014) от 22.09.2021 под заголовком «Блокадный трамвай из Сибири».
Комментарии