Возвращение «беглой» строки не может происходить без заключения договора

Жители соседнего дома — № 22 по Вишерской улице — получили декабрьский счет с отдельной строкой «радиоточка», о которой большинство успели забыть. Она, как мне рассказали, имеется в квитанциях даже тех, кто давно отказался от радио. И вообще, как слышно, подобные квитанции уже полетели по всему городу. Наш дом, правда, пока этого избежал. Возможно, очередь еще впереди.
Вячеслав ПЕТРАКОВ, Шушары, Вишерская ул., 24

Возвращение «беглой» строки не может происходить без заключения договора | ФОТО Gabrielle Henderson on Unsplash

ФОТО Gabrielle Henderson on Unsplash

ОТ РЕДАКЦИИ. В Шушарах квитанции с «беглой» строкой получили жители 21 дома. А в целом по Петербургу около тысячи домов оказались включены в список, который в ЕИРЦ направило ФГУП «Российские сети оповещения и радиовещания». Почему тысяча? Вопрос пока без ответа. Во всяком случае говорить про «весь город» будет все же преувеличением, поскольку в Петербурге около 23 тысяч жилых зданий.

Граждане могут найти эту тысячу адресов по ссылке https://rsvo.ru/wired-radio-broadcasting/sankt-peterburg-abonentam-fizicheskim-litsam.

Надо сказать, что форма списка чрезвычайно затрудняет поиск нужного дома: это сплошной текст через запятую, без разбивки по районам или алфавиту, практически в случайном порядке. Как будто составители поленились сделать информацию более доступной. Так что гражданам, которые захотят изучить ее, придется потрудиться.

Есть у «Российских сетей» также «горячая линия» — 318‑06‑10, по которой теоретически можно получить нужную справку. Если посчастливится дозвониться. Или можно обратиться лично в офис ФГУП: Варшавская ул., д. 118.

В ЖКХ-платежках есть, пожалуй, три строки, которые время от времени неизвестно откуда всплывают. А исчезают лишь в результате огромных усилий и нервов собственников квартир, которым удается официально отказаться от услуги, ставшей для них лишней. Это «стационарная телефонная связь», «коллективная ТВ-антенна» и «радиоточка».

Несмотря на «ненужность», данные услуги все же стоят денег. Так, ныне подключение стационарного телефона обойдется в 3,6 тысячи рублей, абонентская плата за него — от 340 до 900 рублей в месяц в зависимости от количества минут разговора. Коллективная антенна (если она еще есть на крыше) — примерно 150 – 200 рублей в месяц. Более точно рассчитать тариф сложно, так как антенна давно уже идет «в наборе» с кабельным ТВ. Проводное радио обойдется в 139,5 рубля в месяц. Для льготников — 99 рублей. Платежи небольшие, но для тех, кто услугами не пользуется, — крайне досадные.

Откуда же появляются забытые вроде бы строки? Есть стандартное объяснение. Якобы при переходе с розовых квитанций ВЦКП (помнят ли еще горожане эту аббревиатуру?) на белые — ЕИРЦ выпала (была утрачена, признана недостоверной) часть информации.

ФГУП «Российские сети оповещения и радиовещания» подкрепило стандартное объяснение своим собственным — специальным. Организация напомнила, что является федеральной и выполняет задачи соответствующего уровня. А именно: обеспечивает оповещение населения о ЧП и ЧС даже при отсутствии электроэнергии. Именно это, а не музыка по радио является главной «услугой», которую предоставляет ФГУП. Правда, тогда возникает вопрос: почему она относится к жилищно-коммунальным?

Но если уж она причислена к таковым, то, стало быть, и оказывать ее должны по соответствующим правилам. Среди них — обязательное наличие договора между поставщиком и потребителем.

Есть лишь три исключения. Услуги теплоснабжения, водоснабжения/водоотведения, а теперь еще и вывоза отходов в многоквартирных домах должны быть предоставлены без всяких условий, граждане не имеют права от них отказаться (если, конечно, они не договорятся отрезать от тепла и воды весь дом). Государство в свою очередь обязуется регулировать тарифы на эти услуги, не допуская их чрезмерного роста.

Получение всех прочих благ должно сопровождаться заключением договоров. Расхожая фраза о су­ществовании‑де публичных договоров (разок заплатил — договор заключил) уже признана, мягко говоря, юридически ошибочной.

Около полугода назад это сделал Конституционный суд РФ. Стоит отдельно упомянуть, что решения КС являются правовыми актами прямого действия. То есть приравнены к федеральным законам. В отличие от решений всех прочих судов, которые имеют отношение только к конкретной ситуации и ни к какой больше.

Конституционный суд постановил, что «одностороннее включение в платежный документ, наряду с платой за жилое помещение и коммунальные услуги, платы за дополнительные услуги без предварительного совершения действий, направленных на заключение с потребителем договора, и без доведения до потребителя информации о существенных условиях договора может быть расценено как недобросовестное поведение со стороны лица, осуществляющего формирование такого платежного документа, и (или) фактического исполнителя, в интересах которого действует такое лицо».

В общем, нет договора — не должно быть и строки в квитанции.

Про публичный договор КС тоже упомянул. Суд вполне допускает такую форму юридических отношений поставщика и потребителя услуг. Но при этом потребитель предварительно все равно должен получить исчерпывающую информацию об условиях договора. Причем не просто иметь возможность искать и найти необходимую информацию, а получить ее в руки. И чтобы все было ясно до последней запятой.

И уж, конечно, чтобы не было необходимости ломать глаза, разыскивая адрес своего дома в гигантском списке, напечатанном мелкими буковками на сайте, который доступен далеко не всем потенциальным радио­слушателем.

Читайте также:

Вопросы без ответа. Преимущества заключения договора обслуживания внутриквартирного газового оборудования

Ещё раз про газ. Для чего нужен договор на техобслуживание?


#ФГУП #договор #ЖКХ

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 242 (7818) от 22.12.2024 под заголовком «Возвращение «беглой» строки».


Комментарии