Вологодский феномен: как в регионе сохраняют традиционную народную культуру

Сможете ли вы с ходу спеть русскую народную песню (кроме разве что «Калинки-малинки») или частушку, станцевать русский танец или рассказать о национальных традициях или обрядах? Приходится с сожалением признать: многие россияне на эти вопросы ответят отрицательно и охотнее процитируют какую‑нибудь модную нынче китайскую мудрость. А стало быть, и детей своих они научить родному не смогут. При этом именно сегодня — в век клипов, комиксов и сериалов — в нашей стране есть дети, которые знают русскую национальную культуру лучше своих родителей и даже бабушек-дедушек. Это произошло не само собой, а благодаря эксперименту, который начался еще в 1990‑х в небольшим поселке Хохлово Вологодской области.

Вологодский феномен: как в регионе сохраняют традиционную народную культуру | ФОТО Аллы ЧЕРЕДНИЧЕНКО

ФОТО Аллы ЧЕРЕДНИЧЕНКО

Наследники традиций

В 1994 году приехавшие в поселок Хохлово Кадуйского района Вологодской области супруги Ольга Аркадьевна и Анатолий Федорович Каданцевы организовали небольшую фольклорно-этнографическую студию (к сожалению, энтузиастов Каданцевых уже нет в живых, но дело их живет).

В отличие от многих других образовательных проектов все, что происходило в этой студии, делалось не для галочки, а от души, поэтому с первых дней там было интересно, весело и многолюдно. Первый осенний набор был — 25 человек. Уже к Новому году образовались три такие группы. А со временем студия превратилась в один из крупнейших на Северо-Западе центров традиционной народной культуры и ремесел (ЦТНКиР).

Каданцевы предложили учителям Хохловской средней школы провести совместную работу по изучению и сохранению традиционной народной культуры и по ее внедрению в школьную программу. В итоге была разработана система воспитательной работы, базирующаяся на народном земледельческом календаре. В расписание уроков были включены «Основы народной культуры» (курс, созданный на базе работы «Основы народоведения» известного фольклориста Алексея Кулева) и несколько тематических факультативов. Для педагогов и родителей проводились семинары и лекции.

Практический опыт реализации проекта был зафиксирован в научно-методических изданиях, которые стали использовать другие образовательные организации. А в 2005 году Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского издал книгу «Мы по солнышку живем», в которой подведены итоги работы Хохловской средней школы по воспитательной системе «Наследники традиций» и представлен уникальный практический материал, который могли бы использовать современные школы.

«Я в то время работала старшей пионервожатой и принимала в этой истории непосредственное участие, — вспоминает заместитель директора Кадуйского центра народной традиционной культуры и ремесел поселка Хохлово Ольга Сорокина. — Мне это было близко (я сама деревенская, знала традиции от своей бабушки). И очень интересно, потому что работать с людьми, которые знают и искренне любят свое дело, было настоящим удовольствием. Когда все начиналось, даже старшеклассники увлеклись народной культурой и с удовольствием принимали активное участие во всех мероприятиях».

photo_5366280754537029505_y.jpg

Заместитель директора Кадуйского центра народной традиционной культуры и ремесел поселка Хохлово Ольга Сорокина / ФОТО Аллы ЧЕРЕДНИЧЕНКО 


Куда плывет соломенный конь

С самого начала в студии использовались народные игры, которые и привлекли детей: «Сахаринка», «Цепи кованые», «Растяпа», «А мы просо сеяли», «Ручеек», «Уточка ути-ути», «Калечина-малечина», «Заинька», «Шалыга», игры с яйцами, ходули, канат, бег в мешках… В отличие от многих современных игр народным легко научиться, для них не требуется сложное оборудование и дети в них могут играть сами. Со временем Анатолий Федорович на школьном стадионе организовал детскую игровую площадку с традиционными деревянными аттракционами — маховыми качелями, гигантскими шагами, скакушами. Площадка никогда не пустовала: днем катались дети, а вечером и ночью приходили взрослые жители поселка.

Добрую службу сослужили праздники народного земледельческого календаря, в ходе которых дети реализовывали полученные на занятиях знания и умения — плясали, играли на гармони, пели народные песни.

«Например, наши первоклашки с 1995 года в декабре ходят «топить» соломенного конька, — рассказывает Ольга Эриковна. — Обряд «Потопление коня» приурочен ко дню Николая Угодника, где конек — символ солнца. Хохловские дети знают: чтобы солнышко после долгой зимы светило ярче, его надо «отправить на лечение» к Николе. А сделать это можно с помощью народного обряда, в котором соломенный конь, уплывая по реке, уносит в мир предков все плохое. В начале учебного года на праздник Воздвиженья мы проводим Капустники — традиционные на Руси капустные вечеры. На такие мероприятия приглашаем бабушек, чтобы они научили молодежь квасить капусту. Согласитесь, сегодня немногие знают, что закваска капусты — это целый ритуал, для которого надо надевать специальную одежду и использовать особую посуду. В процессе принимают участие все — девочки режут морковь, мальчики рубят капусту. Заквашенную таким образом капусту передают в школьную столовую. Также на этот праздник готовится капустный стол — салаты, пироги, сочни, блины, котлеты».

Игрища на Плясье

На учебный год выпадают в основном осенние и зимние праздники (Покров, Кузьминки, Святки, Масленица), поэтому у студийцев возникла мысль проводить летний праздник в конце учебного года — в канун лета. Его приурочили к дню святых Бориса и Глеба. Так появились знаменитые игрища в этих местах, которые впервые были проведены в мае 1995 года.

Это было своего рода возрождение ранее бытовавшей в Кадуйском районе традиции молодежных гуляний с Пасхи до заговенья на Петров пост. В воскресные дни этого периода молодежь из разных деревень собиралась вместе, чтобы встречать приход весны хороводами, плясками, песнями и играми. Одним из таких центров, куда стекалась молодежь, была деревня Хохлово. В ней даже было специально отведенное для гуляний место — Плясье.

«На самые первые игрища гостей не приглашали, но мероприятие получилось настолько ярким, что впоследствии решили сделать его открытым, — вспоминает Ольга Сорокина. — С 2001-го по 2009 год праздник имел статус областного фестиваля детских фольклорных коллективов. А с 2010-го по 2012 год игрища стали межрегиональным фольклорным фестивалем».

«Был опыт, когда на это мероприятие привезли современные аттракционы и батуты, — продолжает Ольга Эриковна. — Однако практика показала, что с появлением коммерции суть праздника разрушается».

Сегодня такой фольклорный праздник — визитная карточка Кадуйского района, которого все с нетерпением ждут и на который приезжают гости из соседних районов и областей. В этом году он состоялся 18 мая.

В экспедицию по‑взрослому

Изучение фольклора невозможно без фольклорно-этнографических экспедиций, поэтому Ольга Аркадьевна и Анатолий Федорович проводили их в Кадуйском и других западных районах Вологодской области с 1997 года. Участники этих поездок записывали песни и пляски, обычаи и обряды, былички и сказки. Тогда еще были живы многие носители традиций, поэтому в первые годы был собран значительный материал.

«Важно, что в этих экспедициях с самого начала наравне со взрослыми принимали участие дети, и эта практика продолжается в наши дни, — рассказывает Ольга Эриковна. — Подготовка к таким экспедициям идет весь год до наступления лета — участник экспедиции должен знать в десятки раз больше, чем обычный носитель народной культуры. Помимо общих знаний о ней нужно изучить и экспедиционные материалы, полученные другими исследователями. Немаловажно уметь правильно задавать вопросы, а после качественно обработать полученный материал. В итоге достойные работы получаются даже у совсем юных исследователей».

Со временем Кадуйский ЦТНКиР сформировал фонд фольклорно-этнографических аудиовизуальных материалов и богатую этнографическую коллекцию: предметы крестьянского быта, домотканые вещи, изделия из бересты, лучшее в области собрание гончарных изделий. Особого внимания заслуживает коллекция музыкальных инструментов. В ней представлены традиционные шумовые и ударные обрядовые инструменты, духовые и струнные, большое количество гармоней, а также бытовые про­игрыватели и патефоны. В числе редких экземпляров — пастуший рожок, гусли, деревянные свистульки и гармони «Тальянка», которым уже более ста лет.

Воспитание лебедушек

Рассказывая о феномене Хохлова, нельзя не упомянуть о местных фольклорных коллективах. Одному из них — образцовому детскому фольклорному ансамблю «Веретенце» — уже 30 лет. С его художественным руководителем Леонидом Соловьевым и юными артистами я познакомилась на межрегиональном фестивале детских и молодежных фольклорных коллективов «Птицы Благовещенья», который недавно прошел в Петербурге. Ребята представили яркую программу, исполнив песни, танцы и наигрыши Вологодской области, которые никого не оставили равнодушными.


photo_5366280754537029506_y.jpg

Руководитель образцового детского фольклорного  ансамбля «Веретенце» Леонид Соловьев / ФОТО Аллы ЧЕРЕДНИЧЕНКО 


«Сегодня коллективы такого уровня — редкость, — гордится Ольга Эриковна. — А феномен их в том, что дети, которые там занимаются, знают о нашей национальной культуре больше, чем их родители, и даже больше, чем их бабушки».

Что касается Леонида Германовича, то он не просто учит детей танцевать — его опыт преподавания направлен на формирование этнографической манеры вологодского диалекта русского танца.

«Для обучения другим диалектам русского танца требуются иные методы, — подчеркивает педагог. — В русской пляске ценится «выходка» — физическое состояние плюс духовность. У каждого танцора «выходка» своя. Именно в танце русская девушка показывала свою стать, по которой можно было понять, какой у нее характер. В старину считалось, что девка на выданье должна быть лебедушкой — двигаться плавно, не идти, а плыть или даже парить».

Примечательно, что в репертуаре коллектива есть восстановленные старинные обряды, которые с непосредственным участием педагога собирались по частям от разных носителей, а потом реконструировались. Но самое главное: их теперь с удовольствием исполняют дети XXI века, которые в совершенстве знают традиционную культуру своего края. И любят свою родину не по приказу, а от души.


#Вологодская область #традиции #фольклор

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 93 (7669) от 24.05.2024 под заголовком «Вологодский феномен».


Комментарии