Внимание, вас снимают! Правила дорожного движения в ожидании очередных перемен
Минтранс представил на всеобщее обозрение доработанный проект поправок в Правила дорожного движения (ПДД), которые устанавливают понятие «средняя скорость». То, что оно сформулировано, как хорошо понимают все водители, делает почти неизбежным возврат штрафов за ее превышение. Предполагается, что уже с сентября следующего года дорожные камеры начнут наказывать автомобилистов, которые притормаживают перед контролем скорости, а затем вновь разгоняются.
ФОТО Pawel Czerwinski on Unsplash
Идея не нова. Штрафы за превышение так называемой средней скорости водители получали с 2014-го по 2021 год: они приходили в том случае, если автомобилисты проезжали определенный контролируемый камерами участок быстрее, чем возможно при соблюдении скоростного режима. После того как Верховный суд указал, что при такой фиксации невозможно определить, где именно было совершено нарушение, и что такого понятия, как «средняя скорость», в правилах нет вообще, в ГИБДД отказались от практики оформления подобных нарушений. И, несмотря на многочисленные попытки экспертов в области безопасности вернуть такую фиксацию, вопрос забуксовал.
Водители радовались, но, как оказалось, зря. Минтранс учел критику и подготовил очередные изменения в ПДД и, соответственно, в КоАП.
В ведомстве предлагают внести в правила такое понятие, как «средняя скорость движения транспортного средства». Как определено в документе, это «значение, равное отношению длины участка дороги с установленным ограничением скорости движения транспортных средств, ко времени, затраченному транспортным средством на преодоление данного участка».
Звучит немного заумно. Но если разобраться, то все очень просто.
Для расчета средней скорости на участке дороги установят две камеры. Первая будет отмечать время въезда на участок, а вторая — время выезда. Таким образом, будет известно расстояние, которое преодолел автомобиль, и его время. Затем остается поделить путь, пройденный объектом, на время его движения и получить искомую величину. И если она окажется выше установленной, то водитель получит штраф. Короче, задачка для школьника младших классов.
Кстати, согласно статистике МВД, превышение скорости — это самое распространенное нарушение ПДД. На него приходится порядка 75 % всех штрафов. Правда, чаще всего водители превышают скорость на 20 – 40 км/ч, а вот на 60 км/ч и более — значительно реже. И за такое правонарушение штрафы уже существуют. Так, за превышение на 20 – 40 км/ч водителю придется заплатить 500 рублей (или 250, если он поторопится это сделать). На 40 – 60 км/ч — 1000 – 1500 рублей (2000 – 2500 — при повторном нарушении в течение года). На 60 – 80 км/ч — 2000 – 2500 рублей, или лишение прав на четыре — шесть месяцев (5000 рублей при фиксации камерой при повторном нарушении в течение года, или лишение прав на 12 месяцев, если остановит инспектор ГИБДД). На 80 км/ч и более — 5000 рублей, или лишение прав на шесть месяцев (5000 рублей при фиксации камерой при повторном нарушении в течение года, или лишение прав на 12 месяцев, если остановит инспектор ГИБДД).
Каковы будут санкции за превышение средней скорости, пока неясно. Вполне вероятно, что такие же. Если, конечно, предложение Минтранса будет одобрено. Мнения экспертов по этому вопросу разделились.
По словам замначальника управления автоматизированной фотовидеофиксации ЦОДД Москвы Владимира Карпова, в столице среднюю скорость замеряли на 30 участках. Из них 14 — тоннели. В них обычные камеры не поставишь. А Лефортовский тоннель, например, имеет много поворотов, поэтому контроль за скоростью там очень актуален. К ответственности были привлечены более 750 тысяч автовладельцев. Камеры обеспечивали контроль за соблюдением скорости на участках максимум до 3 км.
Поддерживает возвращение штрафа за среднюю скорость и глава Российского автомобильного союза Антон Шапарин.
А вот МВД России выступает категорически против. Министерство «не поддерживает подготовленный Минтрансом России проект поправок в Правила дорожного движения в части введения понятия «средняя скорость». А также в части закрепления обязанности водителя не превышать установленные ограничения скорости, в том числе средней», — сообщила официальный представитель МВД Ирина Волк.
Так что вопрос о штрафах за превышение средней скорости пока остается открытым.
Между тем
Есть еще одно важное изменение для водителей, которое лоббирует Минтранс. В проект постановления, регулирующего работу и установку камер, хотят добавить новый пункт, обязывающий водителей соблюдать скоростной режим, указанный на «динамическом информационном табло» и «знаках переменной информации». Речь идет о светящихся дорожных знаках на магистралях, которые меняют скоростной режим в зависимости от погодных условий.
Сейчас водители вправе сами решать, следовать таким подсказкам или нет. Санкций за это никаких. Поправки могут приравнять такие табло к официальным дорожным знакам. А за их игнорирование, как все хорошо знают, штраф обеспечен.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 240 (7569) от 19.12.2023 под заголовком «Внимание, вас снимают!».
Комментарии