Вместе — целая страна. Что изменилось в сфере культурного наследия народов России

Год культурного наследия народов России подходит к концу. О том, что изменилось в этой сфере за последнее время, «Санкт-Петербургским ведомостям» рассказала Тамара ПУРТОВА, директор Государственного российского дома народного творчества имени В. Д. Поленова. Этот дом был создан в Москве еще в начале ХХ века, а сейчас стал руководящим центром всех культурно-досуговых организаций страны.

Вместе — целая страна. Что изменилось в сфере культурного наследия народов России | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Тамара Валентиновна, не все читатели знают, каковы основные направления деятельности Российского дома народного творчества…

— Наша работа направлена на сохранение традиций, внедрение их в современную жизнь, на содействие творческим людям. У нас сейчас насчитываются около 6,5 миллиона участников досуговых объединений только в государственной сети. А если мы посчитаем еще образовательную сеть, самодеятельность, которую возрождают крупные корпорации… Это почти 10 миллионов увлеченных людей, которые чему‑то учатся, делают концерты, показывают свое мастерство. Задача нашего дома и региональных методических служб в субъектах Федерации — сделать так, чтобы то, что используется в репертуаре, было близко к народным истокам, к подлинности. Это может быть стилизованный материал, но он не должен быть вульгаризирован. Пусть обработанный, он должен нести в себе уникальное начало традиции данной местности, данного региона…

Народная культура во многом связана с давно ушедшим укладом жизни. Ее ведь очень непросто вписать в жизнь современную?

— Если воспринимать народную культуру как нечто архаичное, существовавшее в далеком прошлом, тогда возникают такие философские вопросы. Но если воспринимать ее как часть человеческого бытия, то мы увидим, что в традициях любого народа есть вечные гуманистические ценности — толерантность, международное согласие, уважение и интерес к своему прошлому. Это мироощущение любого времени.

Наверное, традиционные обряды сохраняются только в сельской местности.

— Многие люди на территории нашей страны кое‑что сохранили в быту. Например, коренные малочисленные народы Дальнего Востока и Сибири, те, кто живет на Кавказе, в Поволжье. Марийцы и удмурты почти всегда проводят свадьбу не только в гражданском варианте, но и в своем национальном.

Самая тяжелая ситуация в этом плане у русского народа. У нас очень многие особенности нивелировались. Мы перестали различать танцы и обряды Смоленской и Тульской областей, Белгородской и Воронежской… На сценах клубов, в самодеятельности существовало что‑то такое общерусское, которое потом перекочевало в профессиональное искусство. Я работаю в этой сфере 40 лет и еще в начале 1980‑х поставила себе задачу — ликвидировать это нивелирование, обратить внимание всех методических служб, школьных и клубных работников на то, что такие особенности, эти краски есть, они интересны и их надо возрождать.

Какие мероприятия вызывают самый большой интерес?

— Празднично-обрядовая культура, которая тоже требует возрождения, очень хорошо воспринимается через участие в фестивалях. Последние 20 лет мы проводим их под открытым небом, используя возможности ландшафтных парков, приурочивая к каким‑то датам, праздникам той или иной территории. Счет таких празднеств (в их числе «Воршуд» в Удмуртии, «Мир Сибири» в Шушенском) идет уже на сотни, и они собирают от 3 до 50 и 100 тысяч зрителей. Со­участие в этих событиях дает толчок интереса к традиции. Часть побывавших там людей потом пойдут изучать народную песню, возрождать национальные музыкальные инструменты…

Какие события были организованы при участии Дома народного творчества в нынешнем году?

— Треть общей программы Года культурного наследия — это мероприятия дома творчества. Дополнительного финансирования у нас не было, были только средства, которые выделил из резерва наш департамент Министерства культуры. Тем не менее мы постарались.

Открылся тематический год V Всероссийским конгрессом фольклористов. Он прошел в Рязани, и в нем приняли участие около 250 специалистов, теоретиков и практиков из 50 регионов России и 14 других стран.

Наш традиционный фестиваль «Вместе мы — Россия!» в нынешнем году мы сделали по‑новому. Это был телемост между Петропавловском-Камчатским и Светлогорском (Калининградская область). Причем в Петропавловск приехали все дальневосточники, а в Светлогорск — представители Северо-Запада, Центрального федерального и даже Южного федерального округов. Представьте себе: в Светлогорске — одиннадцать часов утра, светит солнце, стоит жара, а в Петропавловске — девять часов вечера, полная темнота и идет снег. И мы на экранах соединили это.

В конце июня в Чувашии, в Чебоксарах прошла Всероссийская детская фольклориада, а 17 июля мы провели Единый день фольклора. Уже три года мы экспериментально проводим его в разных регионах и надеемся, что он станет ежегодным.

Какие‑то совсем новые проекты вы подготовили к этому тематическому году?

— Наш новый и самый крупный проект — жанровые декады народного творчества. Это цепочка акций, которые прошли и еще пройдут в разных городах по всей стране. Каждая из декад посвящена какому‑то направлению: народным танцам, песне, музыке, обычаям и обрядам. Первая была в апреле, последняя запланирована на ноябрь.

Апрельская декада народного танца собрала более пяти тысяч участников. Она открылась в Благовещенске, а завершилась в Архангельске, охватив семь городов. Представьте, какое количество коллективов смогли показать свое мастерство!

В сентябре в декаде праздников и обрядов приняли участие Тыва, Хакасия, Алтай, Дагестан, Ханты-Мансийск, Хабаровск… А декада народной музыки началась в октябре с Магадана (мы привезли туда ансамбль «Владимирские рожечники») и продолжилась в Твери и Бежецке, на родине Василия Васильевича Андреева, организатора первого в истории оркестра русских народных инструментов. В ноябре будет декада народной песни, в нее вовлечены Саранск, Оренбург, Ставрополь, Майкоп, Красноярск…

Причем ни одна из наших декад не построена просто как концертная программа. Это всегда комплекс мероприятий, который включает в себя выставки, «круг­лые столы», мастер-классы…

Дом народного творчества уже много лет занимается составлением реестра и каталога объектов нематериального культурного наследия. Как продвигается эта работа?

— На конференции «Народная культура в XXI веке» мы представим «Золотую антологию народной культуры», для которой выбрали 100 шедевров нематериального культурного наследия. Это самые яркие примеры из каждого региона: якутский круговой танец «Осуохай», ительменский праздник «Алхалалалай» на Камчатке, дагестанский праздник «Игби» и так далее.

Как вы планируете завершить Год культурного наследия?

— На 12 декабря у нас запланирован концерт «Звезды народного искусства», он пройдет в театре «Русская песня» в Моск­ве. Мы вызовем туда лучших наших звездочек, которых нашли за этот год, и они покажут свое искусство.

Но с завершением Года культурного наследия работа не закончится. Наша общая задача и дальше создавать условия для того, чтобы интерес к этнокультурному достоянию, народным традициям ширился. Этому будут способствовать федеральный закон «О нематериальном этнокультурном достоянии РФ», который подписал президент России 20 октября, а также концепция сохранения и развития традиционной народной культуры и нематериального культурного наследия народов Российской Федерации. Наши ближайшие планы на будущее связаны с претворением этих документов в жизнь.


#народы #культура #культурное наследие

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 210 (7293) от 09.11.2022 под заголовком «Вместе — целая страна».


Комментарии