Вкус детства. Как развивается рынок зеленых культур в России?

Пирожки со щавелем — вкус босоногого детства. Далеко еще было до первых ягод, а щавель — вот он, под ногами. На полянах, на лесных луговинах, на обочинах дорог… Хоть «живьем» жуй, морщась от кислятины, хоть домой тащи. Там бабушка пирожков испечет, кислинка из щавеля почти исчезнет. Но дух у них будет такой! Словами не передать…

Вкус детства. Как развивается рынок зеленых культур в России? | «Зелени можно есть, сколько влезет! Калорий мало, пользы много», — убежден обыватель. «Но без фанатизма! — предупреждают диетологи. — Он может привести к непредсказуемым последствиям. Как никак, а листовые овощи — чемпионы по накапливанию агрохимикатов./Ф

«Зелени можно есть, сколько влезет! Калорий мало, пользы много», — убежден обыватель. «Но без фанатизма! — предупреждают диетологи. — Он может привести к непредсказуемым последствиям. Как никак, а листовые овощи — чемпионы по накапливанию агрохимикатов./Ф

Культурный дикарь

В прежние годы свежий щавель был зеленью сезонной. Впрок, на зиму его тоже заготавливали — сушили, консервировали. Но начинка для пирогов из этих консервов получалась так себе. По­этому чаще их пускали на первое, на супы. Или правильнее сказать — на щи.

Кстати, одни знатоки утверж­дают, что само это слово пошло от «щавеля», другие доказывают, что, мол, это щи дали название растению. При этом, как оказывается, по историческом меркам, щавель пришел в русскую кухню довольно поздно. Во всяком случае в середине XVII века о нем как о чем‑то съедобном еще не знали, и путешественник Адам Олеарий в своих путевых заметках, датированных 1633 годом, отмечал, что москвичи смеются над тем, как немцы с удовольствием едят зеленые кислые сорняки. Вероятно, не знали москвичи о рекомендациях еще легендарного Авиценны, который советовал употреблять щавель при желудочных проблемах, как желчегонное средство, а еще при лишае и кожном зуде.

Но вернемся в наше время. Теперь сезонность щавеля осталась в прошлом. В тепличных агрофирмах его выращивают круглый год. Но не каждое хозяйство: стабильного спроса на щавель, как, например, на укроп с петрушкой или на салат с зеленым луком, — нет. В торговые сети нынешней весной щавель приходил по приличной стоимости, да плюс магазины делали свои ценовые накрутки, и вот итог: стоимость 100 граммов упакованного в пластиковые контейнеры щавеля стартовала от 80 рублей и добиралась до 95 целковых.

А что такое 100 граммов щавеля? Приличная кучка, если для употребления в свежем виде. И совсем ничего, если пустить ее на пирожки или на суп/щи. При тепловой обработке эта хитрая трава теряет ровно половину своего веса.

Выгоднее за ту же самую цену купить 300 – 400 граммов щавеля у тетушек-огородниц, устраивающих стихийные рыночки возле больших и малых супермаркетов.

Кстати, и на наших огородах щавель тоже «новосел». Деревенские жители никогда не отводили драгоценные огородные грядки под траву, которая дикарем росла по окрестностям. Садово-огородную моду на щавель завели городские дачники. Бегать по лесам и долам в поисках посадочного материала им не приходится. Селекционеры вывели более сотни интереснейших сортов этой культуры. На опытно-семеноводческих участках получили семена и пустили их в продажу.

Нелишним будет описать эти семена: трехгранные, блестящие, гладкие, темно-коричневые, с твердой сухой оболочкой. Одним словом, почти точная копия семян… гречихи! И это неспроста — щавель и гречиха одного семейства под названием Гречишные.

У каждого сорта, как и полагается, есть название. Среди них и ностальгическое «Бабушкины пирожки». Кроме столовых сортов по­явился декоративный — «Кровавая Мэри» с темно-бордовыми прожилками на листьях. Его молодыми листочками для разнообразия пополняют салатные миксы — смеси из различных листовых зеленных культур. По вкусу они отличаются очень слабой кислинкой и напоминают шпинат. Сами же салатные миксы — товар премиум-класса.

В открытом грунте на больших площадях щавель в России не выращивают. Хотя сегодня это пытаются делать фермерские хозяйства — но только те, у кого есть возможность пристроить урожай на переработку, заморозку или консервацию. А вот в Белоруссии промышленные плантации щавеля есть. Оттуда же в нашу страну приходит щавель и замороженный, и консервированный.

Ориентация на горожан

«Россияне готовы увеличивать потребление зеленных культур, несмотря на снижение своей покупательской способности» — к такому выводу пришли эксперты маркетингового агентства MegaResearch, изучив все подвижки на отечест­венном рынке овощной зелени. И при этом не забыв отметить, что особенности российского климата не позволяют круглогодично выращивать овощи в открытом грунте, и 9 – 10 месяцев в году отечественные потребители нуждаются в продукции теплиц и парников.

Рынок сбыта зеленной продукции, по мнению экспертов, «остается стабильным даже в условиях кризисного времени». Однако у такой точки зрения есть оппоненты, утверждающие, что стабильность рынка существует только на уровне оптового звена. В торговой же рознице все не так позитивно, что наглядно демонстрируют магазины-дискаунтеры (типа «Пятерочки» или «Магнита»), прилавки которых завалены невостребованным увядшим зеленным товаром.

После введения в 2014 году продовольственного эмбарго в России случился настоящий «тепличный бум». Хотя до этого трудно было поверить, что тепличная отрасль когда‑нибудь войдет в число приоритетных — наш рынок активно осваивала заграница. Однако это произошло: в стране появились новые тепличные комплексы, глобальную реконструкцию пережили старые. Все последние годы рынок зеленных культур ежегодно прибавлял по 10 – 12 %. В прошлом году его объем составил 205 тысяч тонн. А всего тепличных овощей вырастили (не считая личные подсобные хозяйства) 1 миллион 630 тысяч тонн.

У «зеленого сегмента» есть одна особенность: четкая привязка к потребителю. И это не деревенский житель со своим огородом. Это жители крупных и средних городов. Опять же не все, а только ориентированные на значительное потребление свежей зелени. Именно поэтому ведущие игроки рынка стараются размещать свои теплицы в транспортной доступности от крупных городов.

Все зеленные культуры специалисты делят на три группы.

● Салатные (салат, кресс-салат, пекинская капуста, огуречная трава и др.)

● Шпинатные (шпинат, лебеда овощная, портулак и др.)

● Пряные (укроп, кориандр, пет­рушка, базилик, кервель, черемша и др.).

Интересно, что для щавеля нашлось место сразу в двух группах — салатной и шпинатной. Внешне шпинат и щавель очень похожи. Хотя относятся к разным семействам: в отличие от «гречишного» щавеля шпинат из семейства Маревых.

По потребительскому рыночному спросу шпинат популярнее щавеля. Во-первых, потому, что тот кому‑то просто противопоказан по нездоровью, во‑вторых, полезностей у шпината, как утверждают диетологи, гораздо больше: это лидер среди овощей по содержанию многих витаминов, минералов, растительных белков и клетчатки. Одним словом, «генерал зелени», как прозвали шпинат в восточных медицинских трактатах XI века. Тем не менее нелишне помнить: выращенный в открытом грунте, шпинат способен накапливать лишние нитраты, да и противопоказан он людям, склонным к развитию почечнокаменной болезни.

Пряный, универсальный

Из названных групп зеленных культур самая «органолептическая» — третья, с пряными травами. Взглянешь — глаз радуется, понюхаешь — ароматно, на зубок попробуешь — вкуснотища! И в этой группе тоже есть свой «генерал» — укроп.

Для большинства из нас, российских едоков, укропчик — пряная приправа номер один. Есть официальная статистика: каждый россиянин в год съедает в среднем по 1,6 килограмма укропа. Некоторые специалисты считают, что этот показатель сильно занижен, так как невозможно подсчитать весь тот укроп, который выращивается в деревнях на частных огородах и грядках дачников.

У тепличных агрофирм в укропе — большой коммерческий интерес. Это товар с высокой экономической отдачей, благо востребован он на потребительском рынке круг­лый год. Особенно зимой, когда организм требует «зеленых» витаминов — в это время спрос на съедобную траву возрастает, соответственно, взлетает и цена. Хотя, если уж по‑честному, вкус зимнего тепличного товара никакой. Трава она и есть… трава.

В России районированы 35 сор­тов укропа с разными сроками созревания — скороспелые, среднеранние, среднеспелые и среднепоздние. В промышленных масштабах его выращивают не только на зелень, но еще и для сушки/заморозки. Отдельная статья производства — получение растений с зонтиками в фазе молочной и восковой спелости. Они предназначены для консервирования овощей. Кстати, первыми консервировать огурцы с укропом стали французские кулинары в XVI веке.

И уж совсем отдельная статья — получение сырья для эфирного масла. Укроп — растение на удивление «маслянистое». В плодах содержится около 4 % эфирного масла, в траве — 1,5 %. В плодах есть еще и жирное масло — до 20 %.

Укроп — растение уникальное, универсальное. И, пожалуй, нет ничего лучше молодой отварной картошечки, щей/борщей, селедочки, сдобренных свежим укропчиком.


#зелень #рынок #развитие

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 119 (7202) от 04.07.2022 под заголовком «Все оттенки зеленого».


Комментарии