Вьетнам получил третьего по счету за последние три года президента

100-миллионный социалистический Вьетнам недавно получил очередного, третьего по счету за последние три года, президента страны. Им стал 66‑летний глава министерства общественной безопасности генерал То Лам. В конце мая его по предложению политбюро Компартии Вьетнама избрали на заседании национального собрания (парламента) страны.

Вьетнам получил третьего по счету за последние три года президента  | ФОТО Sam Williams on Unsplash

ФОТО Sam Williams on Unsplash

Так получилось, что пост президента страны в последние два года переходил трижды, и уходящие главы государства покидали его не по своей воле. Сначала, не проработав в этой должности и двух лет, ушел в «политическое небытие» 68‑летний Нгуен Суан Фук. Его сменил самый молодой в истории страны президент — 53‑летний Во Ван Тхыонг. Он не удержался в президентском кресле и года. Причем обоих деятелей отправили в отставку после обвинений в коррупции. Поэтому выдвижение на такой пост министра национальной безопасности выглядит как вполне логичный и закономерный шаг.

Биография То Лама типична для высшего представителя власти Вьетнама. Он родился в 1957 году на территории тогдашнего коммунистического Северного Вьетнама в семье офицера, участвовавшего в войне против американцев. Вся карьера будущего президента связана с силовыми структурами. После школы он поступил и в 1979 году окончил Институт народной безопасности, специализированный вуз, готовящий сотрудников силового ведомства. Сразу попал в министерство общественной безопасности, где и проработал последние 40 лет. Первое генеральское звание получил в 2007 году, когда занял должность заместителя начальника главного управления безопасности министерства. В 2010‑м Ламу присвоили звание генерал-лейтенанта и назначили заместителем министра общественной безопасности. Через шесть лет, получив погоны генерал-полковника, он возглавил силовое ведомство. Вместе со служебным ростом, как принято во Вьетнаме, проходил и политический рост товарища То Лама — в Компартию он вступил в 24 года, в 2011‑м был избран в центральный комитет партии, через пять лет на очередном съезде КПВ его ввели в состав политбюро ЦК. И вот теперь новый карьерный рывок — из генералов в президенты.

Напомним, что Вьетнам — одно из немногих государств, в котором правит Коммунистическая партия, и это не случайно. Дело в том, что КПВ удалось в середине 1980‑х годов разработать и реализовать на практике чрезвычайно успешный курс политики обновления. Этот курс позволил партии не только остаться у власти в 1990‑е годы, но и возглавить уверенное и динамичное развитие экономики Вьетнама, а также без неприемлемых политических компромиссов выйти из режима полноценного торгово-экономического эмбарго со стороны США (он был введен после поражения Вашингтона в ходе войны во Вьетнаме в 1975 году). Лидер Компартии, хотя он и не занимает никаких государственных должностей, является, по сути, фактическим руководителем страны, а политбюро ЦК КПВ — тем органом, который определяет внутреннюю и внешнюю политику государства.

Нынешнее «президентопадение» не случайно, это лишь вершина айсберга в масштабной антикоррупционной кампании с патетическим названием «Раскаленная печь», которую нынешний генсек ЦК КПВ Нгуен Фу Чонг развернул еще в 2016 году. С тех пор, особенно в последние два года, ее жертвами стали сразу шесть членов политбюро ЦК, вице-премьер, два министра, более десяти руководителей провинций и сотни более мелких чиновников. Помимо политических лидеров от антикоррупционных чисток пострадали и некоторые крупные бизнесмены. То Лам оказался на острие этой кампании и, судя по нынешнему его возвышению, со своей задачей успешно справился.

Стране приходится постоянно балансировать: с одной стороны, для роста ВВП необходима либерализация экономики, с другой — здесь сохраняется социалистическая идеология и влиятельная Компартия. Все это разделяет политический истеблишмент Вьетнама. Одни выступают за демократические реформы и расширение связей с Западом и США. Другие, в частности члены силового блока, хотят, чтобы страна шла своим путем и не теряла таких союзников, как Китай и Россия. Обе эти группировки, по сути, являются провьетнамскими, просто видят развитие страны по‑разному. В последнее время поведение правительства было не совсем понятным и позиции реформистов выглядели сильнее. Похоже, с избранием То Лама эта тенденция поменялась.

Нынешние кадровые изменения, избрание То Лама главой государства благоприятны для России. Новый президент Вьетнама неоднократно бывал в Москве, встречался с руководством нашей страны. В конце апреля он принял участие в международной встрече высоких представителей, курирующих вопросы безопасности, которая прошла под эгидой Совбеза РФ. Вьетнамские органы безопасности традиционно сохраняют тесные рабочие отношения с российскими коллегами в силовых структурах. Детали этих контактов по понятным причинам традиционно скрыты от широкой публики, но весьма примечательно, что в 2021 году То Лам был награжден государственной наградой Российской Федерации — орденом Дружбы.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ 

Готовится визит президента РФ Владимира Путина во Вьетнам, о его сроках своевременно сообщат, заявил на прошлой неделе пресс-секретарь главы Российского государства Дмитрий Песков. Ранее замглавы Министерства иностранных дел Андрей Руденко сообщил, что подготовка визитов президента России в КНДР и Вьетнам находится «в продвинутой стадии».


#Вьетнам #президент #выборы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 103 (7679) от 07.06.2024 под заголовком «Из генералов в президенты».


Комментарии