Векторы развития Арктики: они будут обозначены в национальном проекте РФ
Национальный проект, посвященный комплексному развитию Арктической зоны РФ и Севморпути, может появиться уже в будущем году. Такая инициатива прозвучала на заседании Морской коллегии России, которое прошло недавно в Петербурге под председательством помощника президента страны Николая Патрушева.
ФОТО Isaac Demeester on Unsplash
Документов, касающихся социально-экономического развития Арктики, уже принято немало. Но, по мнению участников встречи, этого пока недостаточно. Значение Заполярья в современных условиях настолько выросло, полагают они, что стратегия его развития и другие государственно важные документы должны учитывать все текущие риски и вызовы. Существующие инструменты стратегического планирования не позволяют решать такого рода масштабные задачи, требующие в Арктике больше времени, чем в других регионах страны. Ну и, кроме того, новый нацпроект поможет повысить качество жизни в этом студеном краю, растянувшемся на тысячи километров, и привлечь молодых специалистов к работе в Заполярье, считают участники заседания Морской коллегии России.
Предполагается, что «арктический» комплексный проект станет включать шесть основных разделов. Первый из них будет посвящен обеспечению национальной безопасности и защите государственных интересов в Арктической зоне РФ. Второй касается создания на Крайнем Севере комфортной городской среды, укрепления продовольственной безопасности и применения такой модели здравоохранения, которая бы учитывала все особенности этого края.
В третьем разделе будут оговариваться шаги (по геологоразведке, освоению континентального шельфа, строительству обогатительных комбинатов и др.), необходимые для развития в Арктике минерально-сырьевых центров. Четвертый будет посвящен Северному морскому пути. Эта важнейшая магистраль, как известно, необходима для развития транспортного сообщения, доставки грузов в труднодоступные удаленные регионы края, вывоза производимой там продукции и т. д. Предпоследний раздел нового нацпроекта затронет меры по развитию науки и технологии в интересах арктических регионов (здесь предстоит решить много задач, связанных, в частности, с деградацией вечной мерзлоты). А последний будет направлен на создание условий для сбережения хрупкой арктической экосистемы и обеспечение экологической безопасности края.
Словом, комплексный проект развития Арктической зоны России и Трансарктического транспортного коридора охватит все направления государственной политики России. Он также позволит обобщить разрозненные мероприятия по обеспечению экологического благополучия обширного региона и обеспечить их взаимоувязку.
Участники встречи обсудили также подготовку новой редакции Основ государственной политики России в Арктике и работу над обновленной Стратегией социально-экономического развития Арктической зоны РФ. Эти документы определят перспективы развития макрорегиона с учетом новых реалий и вызовов. Однако решение этих задач тесно связано с текущей работой по укреплению кадрового потенциала края, внедрению там современных средств связи и повышением уровня жизни северян. Предприятия, работающие в Арктике, уже испытывают острый кадровый голод. А их потребность в кадрах на ближайшие несколько лет оценивается примерно в 60 тысяч человек, подсчитали специалисты Проектного офиса развития Арктики.
В пятерку северных регионов, которым удается лучше привлекать кадры, входят Ямало-Ненецкий округ, Саха (Якутия), Чукотка, Мурманская и Архангельская области. Но и там трудно закрывать все вакансии. Тем более когда речь идет не просто о рабочих руках. Арктике, где ныне реализуются масштабные проекты (создание Центра строительства крупнотоннажных морских сооружений в Мурманской области, например), как никогда нужны специалисты высокой квалификации. А привлечь их и удержать нелегко даже за счет высоких окладов. По мнению экспертов, сделать это можно благодаря дополнительным льготам и стимулам, повышению качества жизни и доступному медобслуживанию.
Читайте также:
Корабелы укрепляют связи: Россия и Вьетнам намерены развивать сотрудничество в сфере судостроения
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 191 (8013) от 14.10.2025 под заголовком «Векторы развития Арктики».





Комментарии