Вашингтон против Брюсселя: чем грозит торговая война обеим сторонам?

Завтра президент США Дональд Трамп собирается ввести импортные пошлины против ряда стран мира. Он ранее называл эту дату «Днем освобождения Америки от нахлебников». Главная битва новой торговой войны намечается между крупнейшими экономиками мира и многолетними союзниками — Соединенными Штатами и Евросоюзом. Она рискует разрушить некогда нерушимое торговое партнерство и поставить точку в послевоенной истории процветания Запада.

Вашингтон против Брюсселя: чем грозит торговая война обеим сторонам? | ФОТО Maharram Hasanli on Unsplash

ФОТО Maharram Hasanli on Unsplash

Напомним, едва оказавшись в президентском кресле, 47‑й глава Белого дома заявил о намерении ввести новые пошлины на импорт товаров. Трамп подчеркивал, что Евросоюз перешел все границы в торговых отношениях с США. По его оценкам, дефицит в торговле Штатов с Европой превышает $ 300 млрд. В этой связи он ввел пошлины в размере 25 % на все поставки в США стали и алюминия. Соответствующее решение вступило в силу 12 марта. Также американский лидер пообещал поднять до 200 % тарифы на алкоголь из стран сообщества, если ЕС не отменит свои высокие пошлины на виски.

27 марта Трамп анонсировал введение пошлин в размере 25 % на все автомобили, собранные за пределами США. Он рассчитывает, что эта мера будет стимулировать возвращение производств в Соединенные Штаты. Кроме того, президент снова пригрозил Брюсселю. «Если Европейский союз будет сотрудничать с Канадой с целью причинить США экономический ущерб, то в отношении и тех и других будут введены крупномасштабные пошлины — заметно больше запланированных сейчас, чтобы защитить лучшего друга, который когда‑либо был у каждой из этих стран», — написал он в соцсети.

Трамп уже критиковал экономические отношения с Европой в свой первый срок, однако нынешняя торговая война рискует быть намного масштабнее. В прошлый раз ему не нравились торговые барьеры для американских товаров в Старом Свете. На этот раз Трамп недоволен регулированием крупного американского бизнеса. Также он хочет вернуть в США центр прибыли американских компаний, прежде всего фармацевтических, которые сейчас предпочитают платить налоги в офшорной Ирландии. Кроме того, Трамп расширил список торговых претензий и теперь считает европейскими тарифами, требующими зеркального ответа, не только импортные пошлины, но и налоги в странах ЕС, что также чревато «ответными» (как их называет президент США) американскими тарифами в десятки процентов.

Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен выразила сожаление в связи с решением Вашингтона ввести пошлины на зарубежные автомобили, в том числе европейские. В свою очередь заместитель председателя Европейской комиссии по вопросам конкуренции Тереса Рибера заявила, что Евросоюз не должен оставаться без­участным к обострению торговой войны после введения пошлин со стороны США. «Мы обязательно рассмотрим конкретные предложения и дадим ответ», — цитирует ее ТАСС. Как пишет Financial Times со ссылкой на источники, Брюссель уже ввел дополнительные пошлины на американские товары на сумму до € 26 млрд после вступления в силу американских тарифов на импорт стали и алюминия. Новые ответные меры могут включать «ограничения на интеллектуальную собственность технологических гигантов» или запрет на заключение странами ЕС госконтрактов на услуги спутниковой связи Starlink Илона Маска.

Кроме того, сегодня Брюссель вернул пошлины на бурбон, джинсы и мотоциклы Harley-Davidson, вводившиеся еще в первую торговую войну с Трампом, но замороженные после перемирия, заключенного уже при Джо Байдене. На случай провала переговоров европейцы готовят дополнительные пошлины, но на их согласование между 27 членами блока уйдет время. Пространство для маневра ограничено. Во-первых, потому, что ЕС импортирует из США в основном услуги, а не товары. А во‑вторых, европейские пошлины — это налог на импортные американские товары. Его заплатят европейцы, что разгонит инф­ляцию, сократит потребление и еще сильнее затормозит экономический рост. ЕС хочет этого избежать, так что ответные пошлины малоэффективны во второй торговой войне.

Мнения экспертов по поводу сложившейся ситуации разделились. «Европейцы, конечно, как‑то ответят американцам, чтобы оправдаться перед собственными избирателями. Возможно, не самым резким и провокационным образом, чтобы не разозлить Трампа еще больше, но хотя бы просто для сохранения лица. Поэтому обострение неизбежно», — полагает политолог, профессор Национального исследовательского университета Олег Матвейчев. Он также напомнил, что архитекторы Евросоюза в начале 1990‑х годов задумывались о формировании альтернативного экономического центра силы, который мог бы конкурировать с США. Однако американцы поступательно дестабилизировали этот проект, обнуляя его самостоятельность, вынуждали действовать в их интересах, а в последние годы лишили ЕС энергетической безопасности. «То есть все время американцы играли против Европы, а там этого не замечали. Сейчас маски окончательно сброшены, и Трамп заявляет, что Европа — это конкурент и более того — должник. Поскольку Европа так не считает, а будет давать некие ответы, это вызовет более мощную реакцию Трампа, который может отказаться от предоставления услуг безопасности Европе, поэтому перспективы не самые радужные для Брюсселя», — подчеркивает Матвейчев. По мнению эксперта, попытка Брюсселя заняться милитаризацией ЕС, о которой в последнее время много говорят европейские функционеры, — это просто сотрясание воздуха, поскольку почти все страны объединения пребывают в кризисе, как политическом, так и экономическом.

Преподаватель кафедры международной политики и зарубежного регионоведения Института общественных наук ­РАНХиГС политолог Сергей Маргулис придерживается несколько иной точки зрения. Он уверен, что брюссельским чиновникам не хватит духа пойти на дальнейшее обострение отношений с США. По его словам, в публичном пространстве руководство ЕС продолжит демонстрировать решимость отстаивать свои интересы, но за кулисами попытается договориться с Трампом. «Другое дело, если президент США не согласится на предложенные ЕС условия и не получит от этого никаких преимуществ, тогда вполне вероятно появление первых признаков реальной торговой войны», — полагает эксперт. Он также обращает внимание на то, что большая часть истеблишмента Западной Европы поддерживает политику, которую проводила Демократическая партия во главе с Байденом. «Для Трампа они выглядят единым целым, поэтому он и предпринимает какие‑то шаги для налаживания диалога с Моск­вой, считая Россию менее проб­лемной, чем европейские элиты, поддерживающие его оппонентов. Этим можно объяснить достаточно резкие действия американского лидера в отношении Европы», — заключает эксперт.

Читайте также:

Исторический рекорд: мировые цены на золото впервые достигли 3052 доллара за тройскую унцию

Партнёрам не поздоровится. Чем грозят американские пошлины ближайшим соратникам Соединённых Штатов?


#США #политика #Евросоюз

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 57 (7879) от 01.04.2025 под заголовком «Вашингтон против Брюсселя».


Комментарии