В поисках разумного баланса. Новые внешние и внутренние вызовы для России

Системное изменение технологий управления и цифровизация мировой экономики означают, что на госслужбе требуются управленцы соответствующей квалификации, как на федеральном уровне, так и на региональном. Об этом – беседа нашего обозревателя с директором Института современного государственного развития политологом Дмитрием Солонниковым.

В поисках разумного баланса. Новые внешние и внутренние вызовы для России | Фото: pxhere.com

Фото: pxhere.com

- Дмитрий Владимирович, в регионах сейчас каких только нет конкурсов, начиная от звания «Лучший муниципальный служащий», но на качестве принятия решений это не всегда отражается. Между тем управленческие процессы с каждым годом становятся все сложнее из-за быстро меняющейся реальности, и управленец-бюрократ должен мыслить адекватно времени. Около года назад в одном из интервью вы заявили, что страну ожидает перестройка всей вертикали власти. Она уже началась?

- Да, это уже происходит. В сентябре нынешнего года вышло несколько статей о необходимости перестройки системы государственного управления. Первым выступил председатель Конституционного суда РФ Валерий Зорькин, заявивший о том, что нужно менять Конституцию с точки зрения системы управления и перераспределяя полномочия между правительством и президентом, исполнительной и законодательной властями. После чего начались разговоры о необходимости перемен во взаимоотношениях Федерации и регионов. Об этом на разных площадках говорят также президент Владимир Путин и премьер Дмитрий Медведев. Что свидетельствует: на самом верху есть понимание данной проблематики, видение того, что управленческий механизм надо корректировать. И есть ощущение, что вот-вот начнется серьезная модернизация системы управления. Ведь это одна из основных задач политической повестки дня - вопрос баланса власти.

На мой взгляд, должно быть больше полномочий у субъектов Федерации, поскольку в своем нынешнем виде они не обеспечивают качественное развитие территорий. Это подтверждает пример минувшей осени с протестным голосованием в ряде субъектов, когда избиратели готовы были голосовать за кого угодно, только не за действующую власть.

Губернаторы должны получить реальную власть управления территорией, собирать налоги, вместе с депутатами распределять их на социальные программы и проекты развития. Тогда люди будут понимать, что это их представители, а не только начальники, олицетворяющие федеральный центр. Очевиден выбор между двумя моделями для главы региона: либо это представитель местных жителей во взаимоотношениях с федеральной властью, либо представитель центра, который от имени федеральной вертикали указывает бизнесу и населению, как им следует жить у себя на местах. В каждой из моделей есть свои плюсы и свои минусы. Первая может привести к регионализации и усилению позиций конкретных глав. Но это действительно региональная власть. При второй модели во время критических ситуаций губернаторы, не являясь легитимными представителями жителей, не в состоянии отстаивать их интересы. Федеральный центр не может на них опереться, они не являются субъектами в диалоге.

Следующий шаг - перераспределение полномочий между правительством и президентом, правительством и Госдумой. У нас высшая государственная должность Российской Федерации - это президент. Однако не он управляет работой кабинета министров, есть еще премьер-министр, который одновременно является и лидером правящей партии. Но эти две его ипостаси никак не связаны друг с другом. Он может быть беспартийным, может поддерживать любую другую партию, но на парламентском большинстве это никак не отразится.

Вероятно, и в этих взаимоотношениях будут что-то сейчас менять, так как идет поиск нового баланса сил и структур. Например, стало известно, что во внутриполитическом блоке администрации президента введут KPI (ключевые показатели эффективности), по которым будет оцениваться успешность выполнения поставленных задач.

- Во многих регионах новые губернаторы проводят конкурсные отборы на вакантные должности чиновников. Тех же мэров теперь выбирают конкурсные комиссии. Это, на ваш взгляд, шаг вперед?

- Конкурсные комиссии - требование закона. Но любые конкурсные процедуры - это палка о двух концах. Как конкурсы на замещение вакантной должности, так и на госзаказ. С одной стороны, достигаются прозрачность и публичность, но, с другой, на таких конкурсах нередко побеждают фирмы, не очень компетентные в том, за что берутся. В случае с чиновниками то же самое. Тот факт, что человек защищает свой проект и неплохо излагает мысли, вовсе не свидетельствует, что он соответствует требованиям управления в конкретной сложной и уникальной ситуации. Мне трудно представить Сергея Павловича Королева, который набирал бы специалистов на таких конкурсах. На мой взгляд, конкурсы зачастую проводятся формально, освобождая начальство от ответственности: процедуры-то соблюдены, представленные документы в порядке. Но если в итоге ничего не работает, то все равно никто ни за что не отвечает. Все же было строго по закону... А должна быть персональная ответственность каждого чиновника за конечный результат. Всякие конкурсы будут работать, если станут лишь дополнительным фильтром, чтобы выбрать самую подходящую кандидатуру из людей, уже имеющих необходимую компетенцию. И они не должны быть единственным кадровым лифтом.

Программный или проектный подход в управлении, открытые конкурсы на вакансии в их нынешнем виде ничего не меняют с точки зрения эффективности бюрократии. Сейчас количество отчетов и справок в деятельности чиновников просто чудовищно. Чтобы сделать что-то полезное, потребуется огромное количество бумаг с резолюциями и согласованиями. И электронный документооборот не спасает. Чтобы система работала, нужно сокращать число ограничений на чиновников, но при этом повышать их персональную ответственность за результат.

Как пример. Вот развалилось хозяйство Хакасии, доведенной практически до банкротства, бюджетные средства республики взяло под свой контроль федеральное казначейство - и какая ответственность губернатора? Его как-то публично наказали?

- Сегодня молодежь охотно идет в чиновники, не то что было в 1990-е.

- Плохо, когда молодые мечтают стать только чиновниками, а не космонавтами или геологами. Наверное, это мечта о стабильности, ведь если тихо просидеть в кресле, не высовываться, то можно получить хорошую пенсию и сажать крыжовник на даче, которую за это время построишь. Но это не решает проблемы страны и конкретной территории, подобная мотивация государству не всегда на пользу.

Надо признать, что налицо дефицит кадров, притом что работает огромное количество учебных заведений, готовящих по специальности «Государственное и муниципальное управление». Академия госслужбы ежегодно выпускает сотни специалистов. И где все эти выпускники, какая у них компетенция, если они позволяют себе скандальные высказывания, не умеют общаться с населением? Мне кажется, это большая проблема. И проблема не только для кадровых служб органов государственной власти, но и для публичного пространства. Возможно, конкурс «Лидеры России» в поисках руководителей нового поколения решит определенные задачи, но, поскольку он идет лишь второй год, отдача от него будет не сразу.

Мир из устойчивого развития перешел в фазу серьезной турбулентности. Это у многих вызывает стресс, ощущение осажденной крепости, опасение, что мы на пороге серьезных глобальных изменений, смены очередной технологической фазы, которую неизвестно, преодолеем ли. Во всем мире сейчас наблюдается падение эффективности промышленного капитала, отрицательные процентные ставки обессмысливают долгосрочные вложения, происходит старение населения, появляются новые технологии, к которым не все успевают адаптироваться. И государственная элита, конечно же, должна адекватно отвечать на все эти вызовы. Но не всегда и не везде это получается. Испытывая стресс, представители разных ветвей власти начинают произносить странные речи.

Депутаты в принципе, если они представляют сами себя, могут выступать с любой точкой зрения, даже самой парадоксальной. А избиратели на выборах затем оценят ее, голосуя «за» или «против». Если же они представляют партию и их высказывания противоречат генеральной линии, то это уже партийная проблема. Согласиться с неординарной позицией или осудить ее. И раз партия не выгоняет скандалистов из своих рядов, значит, сказанное соответствует партийной позиции. И на выборах нужно будет оценить уже не одного депутата, а всю федеральную команду. Но опять же - это вопрос к доверию избирателей, им выбирать и оценивать.

Совсем другое дело, когда публично высказываются чиновники. Они доносят не свое собственное мнение, а системы государственного управления - вертикали исполнительной власти, которую в данный момент олицетворяют. Однако и чиновники позволяют себе иногда изрекать крайне странные вещи, похожие на глупость. На мой взгляд, проблема в том, что у многих из них не хватает компетенции, позволяющей быстро реагировать в нестандартной ситуации, отвечать на любые вопросы, их не научили публичному поведению, умению управлять собой, не нервничать, понимать, что говоришь, отвечать за сказанное. Хорошо, что в Москве эта проблема признана и идут активные поиски новых механизмов подготовки современных управленцев.

#интервью #политика #управление

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 229 (6338) от 07.12.2018 под заголовком «В поисках разумного баланса».


Комментарии