Петербургские яхтсмены отправятся в «кругосветку» через льды

Кругосветным плаванием под парусами сегодня никого не удивишь. Яхтсмены огибают земной шар в одиночку, без захода в порты, соревнуясь друг с другом в скорости, выбирая экзотические маршруты (например, вокруг Арктики) и т. д. Но начать путь из Арктики, пожалуй, еще никто до сих пор не догадался. Собственно говоря, и герои нашего повествования к этой мысли тоже пришли не сразу и в значительной степени случайно.

Петербургские яхтсмены отправятся в «кругосветку» через льды | Вечером, когда опускается закат и море успокаивается, парус можно свернуть и уложить рядом с рубкой. ФОТО Александра ДЕГТЯРЕВА

Вечером, когда опускается закат и море успокаивается, парус можно свернуть и уложить рядом с рубкой. ФОТО Александра ДЕГТЯРЕВА

Старые друзья, выпускники питерской Макаровки, к тому же опытные яхтсмены Алексей Логинов и Александр Павлов давно лелеяли мечту пройти под парусом по Северному морскому пути. Опыт дальних путешествий у обоих имелся, не хватало только яхты, способной пройти столь сложным маршрутом. Современные углепластиковые конструкции встречи с арктическими льдами могли не выдержать, требовалось что-то более прочное. Долгие поиски завершились неожиданным результатом. Подходящее судно нашлось... в Красноярске.

Яхта «Елизавета» была сделана на одном из тамошних военных заводов по проекту питерского конструктора из какой-то «секретной» сверхпрочной стали. Для преодоления северных льдов - самое то. К тому же оказалось, что хозяевам она уже не очень-то и нужна - покатались по Красноярскому водохранилищу, а на большее замахиваться не хотели.

Друзья-яхтсмены полузаброшенный «крейсер» буквально спасли. Все прошлое лето доводили его до ума - ремонтировали, устанавливали недостающее оборудование. А в июле нынешнего года отправились вниз по Енисею. Командором экспедиции стал Логинов, капитаном - Павлов. В экипаже - шесть человек, из них трое - жители Красноярска. Один из них - местный журналист Александр Дегтярев (ставший летописцем экспедиции) - на яхте оказался впервые. До Дудинки, лежащей у «ворот» Карского моря, яхту под мотором довел опытный красноярский шкипер, а там экипаж установил мачту, поставил парус и взял курс на Петербург.

Сегодня участники путешествия вспоминают этот рейс с восторгом - дескать, сами не можем поверить, что все это с нами было. Арктические льды, острова с нетронутой природой, немыслимые по красоте закаты. Удалось увидеть даже дрейфующих на льдинах белых медведей.

Про все это они сняли фильм, а из фотографий Дегтярева получилась замечательная выставка, которая сейчас работает в Музее Арктики и Антарктики. Увы, там не только потрясающие виды, но и те неприглядные картины, с которыми сталкивается сегодня любой отправляющийся «за романтикой» на наш Север. Брошенные ржавеющие автомобили и трактора, полуразрушенные дома, разваливающиеся причалы.

- Страшновато там? - справляюсь у Павлова.

- Где как, - дипломатично отвечает он. - Мы были в поселке «Газпрома» на Ямале, так там все вполне цивилизованно. А в других местах - да, конечно... Но жизнь возвращается потихоньку - это видно.

Досталось им впечатлений и другого рода. Едва вышли в Карское море, начали «сыпаться» разные бортовые системы. Деваться было некуда, приходилось заниматься их ремонтом - в море ведь службы техподдержки нет, да часто и связь до берега не «добивает». Из-за чего, кстати, яхта время от времени оставалась без прогноза погоды и нарывалась на «незапланированные» штормы.

Сильнейший циклон (ветер порывами до 40 метров в секунду!) догнал ее вблизи Ямала. Путешественники, как они сами признаются, спаслись едва ли не чудом - успели забиться в бухту маленького вахтового поселка Харасавэй. Оказалось, живут там люди поразительной доброты. Встретили отважных мореплавателей как родных: помогли с водой и продуктами, да еще и с ремонтом. Причем без всяких денег.

А вскоре «Елизавета» села на мель. Чтобы сняться с нее, понадобилось десять часов. Яхтсмены закрепили на борту 120-метровый канат (связали все имеющиеся веревки!), другой конец его на надувной лодке вывезли на глубину, бросили там якорь и подтягивали к нему яхту лебедкой.

Проходя Белое море, путешественники заглянули на Соловецкие острова, «отметились» в знаменитом монастыре. В Беломорске сходили посмотреть на уникальные петроглифы - 6-тысячелетней давности рисунки на скалах. Потом были Беломорско-Балтийский канал, Онежское и Ладожское озера. А 23 августа, спустя полтора месяца после начала экспедиции, яхта пришвартовалась в Кронштадте.

Мечта, однако, осуществилась еще не полностью - ведь Северный морской путь был пройден лишь частично. Вторую, восточную, его часть яхтсмены решили пройти... обойдя вокруг света. Следующей осенью они планируют принять участие в знаменитой трансатлантической гонке ARC (Atlantic Rally for Cruisers) c Канарских островов на Карибы. Но в отличие от всех остальных участников не останутся там отдыхать, а двинут на юг, огибать мыс Горн. И уже через Тихой океан, посетив множество островов, придут на родину, в Петропавловск-Камчатский. А оттуда, замыкая кольцо, снова дойдут до Енисея и закончат свой маршрут в Красноярске.

Программа, прямо скажем, выглядит фантастически. Растянется она явно на несколько лет - чтобы «в один удар» завершить столь масштабный проект, у мечтателей нет ни времени, ни денег. Люди все работающие (а самый молодой член экипажа сын Павлова - студент-первокурсник), ограниченные сроками своих отпусков и размерами зарплат. Спонсоров у экспедиции пока нет, хотя смелость замысла всех восхищает.

Яхтсмены, однако, преисполнены оптимизма - они идут по маршрутам великих русских путешественников, первооткрывателей новых земель и покорителей Севера. Эти люди ни перед какими трудностями не пасовали. И покорители морей XXI века должны быть их достойны.

#путешествия #яхта #Арктика

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 218 (6327) от 22.11.2018 под заголовком «В «кругосветку», через льды».


Комментарии